+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
22.11.2023 17:08:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Лесные грузы: проблеск в конце года

Объемы производства российским ЛПК в этом году снижались. В 2021 году леспромом произведено продукции на 3,2 трлн руб., в 2022-м – на 3 трлн руб. или на 4,7% меньше. За 9 месяцев этого выпуск лесопродукции составил 2,2 трлн руб., что на 6,8% ниже соответствующего прошлогоднего уровня. Тем не менее с сентября производство оживилось: в числе положительных факторов – рост по мебели и ДСП.
Лесные грузы: проблеск в конце года
Спад приостановлен

По результатам 9 месяцев 21,9% рынка (487 млрд руб.) пришлось на производство пиломатериалов, 16,4% (364 млрд руб.) – бумаги и картона, 20,8% (462 млрд руб.) – мебели, 12,6% (279 млрд руб.) – целлюлозы, 10% (223 млрд руб.) – плиты, 4,6% (103 млрд руб.) – фанеры, 3,9% (18 млрд руб.) – шпона, 0,8% (12 млрд руб.) – топливных гранул.

«Позитивные тенденции в отрасли, может быть, еще не наступили, но то что заметен тренд на снижение спада, это однозначно, – заявил замглавы Минпромторга Олег Бочаров. – В I квартале по сравнению с аналогичным периодом 2022 года падали на 25%, за полугодие общее снижение составило 16%, III квартал показывает, что разрыв сократился до 7%».

Вместе с тем наблюдается прирост по выпуску мебели (+27% за 9 месяцев), отдельным видам ДСП (+20%). В последнем случае, как ожидается, выпуск по итогам 2023 года возрастет к 2022-му на 11%, до 11,5 млн куб. м.

Растут объемы деревянного домостроения. В январе-сентябре изготовлено 185 тыс. кв. м домокомплектов из древесины. Это на 16,3% больше, чем годом ранее.

«Может быть, в абсолютных цифрах это пока еще не столь значимое вложение в отрасль, но благодаря совместной работе с Минстроем видим, что домостроение начинает развиваться во многих регионах. Ключевой проблемой здесь остается не производство домокомплектов, а их сборка в профессиональном сообществе. Потому что без профессиональной сборки мы не сможем подтвердить созданную стоимость домокомплекта, а значит не введем ИЖС (индивидуальное жилищное строительство – прим. ред.) в оборотную ипотеку», – пояснил О. Бочаров, уточнив, что этот вопрос необходимо решить в следующем году.

В свою очередь по фанере за 9 месяцев спад составил 5%. «По фанере в 2022 году абсолютное дно пробили, и до сих пор, с учетом ввода новых мощностей, мы находимся на одном из самых низких уровней наблюдения за ее производством», – говорит гендиректор Ассоциации производителей мебельной и деревообрабатывающей промышленности Тимур Иртуганов.

Фанера активно грузилась в Европу, и теперь нужно время, чтобы закрепиться на новых рынках с применением мер господдержки, отметил председатель совета директоров ООО «УК “ЮПГ”» Игорь Беккер. Одна из них – транспортная субсидия – показывает эффективность, утверждает он.

Согласно данным Минпромторга, в рамках постановлений №496 и №1347 в 2023 году лесопромышленникам на логистические расходы субсидировано 6,7 млрд руб., в рамках постановления №1215 – 2,9 млрд руб.

Однако, уточнил И. Беккер, стало известно, что в законопроекте о бюджете на следующий год по постановлению №1347 будет снижение лимитов и отсутствие по №1215. Правительстве все же нужно изыскать средства на субсидирование транспортных затрат.

В ожидании приоритета

Еще одной важной мерой поддержки является прогресс в вопросе очередности погрузки лесопродукции на железнодорожный транспорт. Как заявил О. Бочаров, загрузка поездов продукцией ЛПК должна быть приоритетной. В Минпромторге видят нерадостное положение дел: за 10 месяцев внутренние перевозки сократились на 13%, а перевозки на экспорт – на 15%.

В целом погрузка лесных грузов на сети РЖД в январе-октябре сократилась на 16,8% до 22,5 млн т.

Между тем поставки лесоматериалов за границу осложняет регуляторная специфика, с которой российские экспортеры сталкиваются на новых рынках. В частности, рассказал И. Беккер, Турция увеличила ввозные пошлины, а в Индии введен новый стандарт при получении сертификата на ввозимую продукцию, который затрудняет темпы экспорта. Здесь вопросы могут быть отработаны на уровне межправительственных групп, считает он.

В числе существенных называет проблему с перевозками через Казахстан генеральный директор ООО «Кроношпан» Ардашер Курбаншо. «Мы четко понимаем, что Казахстан ставит в приоритет свои внутренние и экспортные перевозки. Причем они возникают циклично и при таких пиках мы просто не можем проехать через эту территорию», - свидетельствует менеджер.

Решая проблемы, в том числе на новых рынках, возможно отчасти компенсировать потери в I половине года. Например, по той же фанере в сентябре производство к аналогичному месяцу 2022 года увеличилось на 24%. Если рост продолжится в IV квартале, то по итогам года ее выпуск может сохраниться на уровне прошлого года, до 3,2 млн куб. м.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions