Здесь необходимо отметить, что 2020 год был кризисным для операторов подвижного состава. Например, согласно данным, регулярно публикуемым изданием «Промышленные грузы», ставки аренды полувагона в среднем в 2020 году были примерно на 50% ниже, чем в 2019 году, а в II полугодии 2020 года и в I квартале 2021-го – примерно на 60% ниже, чем 2019 году. Что неудивительно, учитывая снижение спроса.
Однако в 2021 году началось восстановление спроса вследствие восстановления промышленности и роста погрузки. По данным Росстата, промышленное производство за 9 месяцев 2021 года выросло на 4,7% к аналогичному периоду прошлого года. Соответственно увеличивались и погрузка грузов на железнодорожном транспорте. Общая погрузка грузов за 9 месяцев 2021-го выросла на 3,7% к уровню аналогичного периода прошлого года (или на 4,1%, если сравнивать в среднесуточном исчислении). Погрузка на экспорт выросла даже немного сильнее – на 5,2%.
Начиная с II квартала 2021 года и весь III квартал наблюдается значительный рост потребности в полувагонах, обусловленный в первую очередь увеличением погрузки угля (так, по итогам 9 месяцев 2021 г. погрузка угля выросла на 8,1% к аналогичному периоду 2020 г.). Подобный рост погрузки угля стал следствием в том числе увеличения цен на уголь в Европе в 2021-м. Если в конце декабря 2019 года в европейских портах цена одной тонны энергетического угля составляла $53, а в конце декабря 2020-го – $68 за тонну, то к концу сентября 2021 года цена превысила $70. Подобный рост цен на уголь привел к ажиотажному спросу на полувагоны. Еще одним детонатором роста ставок стало строительство автодороги М-12 Москва – Нижний Новгород – Казань, которое привело к росту спроса на полувагоны со стороны грузоотправителей щебня.
Резкое увеличение спроса определило и текущий рост цены услуг на предоставление полувагонов для перевозок и ажиотажный спрос на них.
Отчасти ответом на это стало постепенное вовлечение в процесс перевозок полувагонов, ранее стоящих в отстое либо в ожидании отложенных ремонтов. Так, если в II–III кварталах 2020 года количество только полувагонов, простаивавших без грузовых операций более 30 суток, составляло от 30 до 70 тыс. ед., то к III кварталу 2021-го эта величина снизилась до 15–18 тыс. ед., что можно считать историческим минимумом.
При этом общий парк вагонов (всех родов) составил в сентябре 2021 года 1,2 млн ед. (+3% к уровню сентября прошлого года), а рабочий парк немногим более 1,02 млн ед. (на 2% ниже уровня сентября прошлого года). По полувагонам ситуация более благоприятная – общий парк вырос на 2,8% и составил 584,3 тыс. ед., а рабочий парк вырос на 1,3% и составил 499,2 тыс. ед.
Фарид Хусаинов,
к. э. н., эксперт НИУ ВШЭ, доцент РОАТ РУТ (МИИТ)
Краткая версия исследования доступна по ссылке.
Узнать о партнерских возможностях:
+7 (812) 418-34-90
Чтобы получить доступ к полной версии Индекса качества, обратитесь в отдел подписки по тел. +7 (812) 418-34-99 или по эл. почте rasp@rzd-partner.ru.
Эти и другие вопросы будут обсуждаться 9 декабря 2021 года на XIX Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство», которая состоится в г. Москве (Русаковская ул., д. 13, стр. 5, отель «Бородино»). В рамках форума запланировано пять дискуссий, посвященных дальнейшей стратегии и проблемам развития транспортного рынка, тарифной политике, производству и ремонту вагонов, цифровым технологиям, а также мультимодальным перевозкам. Дополнительная информация по ссылке.