Движение пассажирских поездов через пункт пропуска Гродеково, расположенный в Приморском крае, прекратилось в начале 2020 года, как и через другие погранпереходы с КНР, в связи с пандемией. При этом грузовое направление продолжало функционировать.
В этом году Китай стал постепенно снимать карантинные ограничения. В настоящее время пассажирское сообщение между Приморьем и соседними китайскими провинциями на регулярной основе возобновлено через автомобильные пункты Краскино – Хуньчунь, Пограничный – Суйфэньхэ, Полтавка – Дуннин, Турий Рог – Мишань. В настоящее время через них перемещаются пассажиры с визами.
Постепенно восстанавливается сеть воздушных сообщений с КНР. Знаменательным событием марта стало возобновление из аэропорта Владивосток прямых рейсов в Харбин и Пекин на самолетах авиакомпании «Аврора».
Как сообщило правительство Приморского края со ссылкой на Минтранс РФ, с 20 апреля планируется возобновить движение пассажирских поездов между Суйфэньхэ и Гродеково. Как и прежде, пассажирское направление будет работать с 8.00 до 21.00 без выходных.
Информацию о возобновлении поезда подтвердили в Уссурийской таможне, отметив, что эти планы зависят от сопредельной стороны, поскольку состав, который приступит к перевозкам, – китайского формирования.
На ДВЖД не смогли уточнить, когда именно будет открыто пассажирское движение. В то же время там заявили о готовности к возобновлению пассажиропотока через погранпереход.
Напомним, курсирование российских и китайских пассажирских поездов на участке Гродеково – Суйфэньхэ началось в 1992 году в рамках соглашения между Дальневосточной магистралью и Харбинской железной дорогой. Позже перевозки со стороны России стала обслуживать пригородная компания «Экспресс Приморья», а затем ФПК. Однако в 2014 году Федеральная пассажирская компания отменила международный маршрут (в ФПК объясняли такое решение нерентабельностью перевозок, в частности, из-за того, что в Суйфэньхэ по железной дороге стало ездить меньше россиян). Поездки стал осуществлять только китайский перевозчик.
На запрос, существует ли в настоящее время интерес к данному маршруту, в ФПК не ответили.
Несколько лет назад к перевозкам через пограничный участок предполагала подключиться компания «Международный экспресс», зарегистрированная во Владивостоке. Она анонсировала проект организации пассажирского поезда, который должен был соединить Владивосток не только с Суйфэньхэ, но и с другими городами провинции Хэйлунцзян Муданьцзян и Харбин. Однако эти планы так и не реализовались.
Без визы на въезд
Возобновление пассажирского поезда в приграничных районах – событие достаточно ожидаемое, поскольку больше 2 лет туристические связи отрасли между Россией и Китаем были поставлены на паузу. Сегодня, говоря о китайском турпотоке, представители туротрасли отмечают, что за последнее время изменились потребительские предпочтения туристов из КНР, поэтому стоит задача не только разработать современные и востребованные туристические предложения, но и сделать приграничные регионы для гостей из Поднебесной максимально обязательными к посещению.
По мнению председателя туристической ассоциации «Мир без границ» Ивана Введенского, основные направления, которые востребованы у путешественников из Китая, – это культурный, познавательный и экологический туризм. Необходимо, основываясь на этих трех китах, активно продвигать и событийные мероприятия.
Пока что основным тормозом развития туробменов между Россией и Китаем остается визовый вопрос. Групповой безвизовый режим с КНР пока что не восстановлен. Российская и китайская стороны должны обменяться перечнями туроператоров, которые смогут отправлять тургруппы по своим спискам без необходимости получать визы в консульствах, отмечается на сайте Ассоциации туроператоров.
По некоторым оценкам, безвизовый обмен между территориями РФ и Китая сможет заработать в мае.