+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
19.11.2021 11:00:16
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

РЖД получат свою десятину из госрезервов

Правительство выделило в 2021 году Росжелдору 149,6 млрд руб. бюджетных ассигнований из резервного фонда в целях сокращения долговой нагрузки ОАО «РЖД». На что именно хватит бюджетных денег?
Как следует из текста постановления правительства № 3184-р от 15.11.2021 г., холдингу рекомендовано обеспечить замещение средств федерального бюджета, подлежащих направлению на проекты развития железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла совместно с собственными средствами.

Транш должен быть разбит на три части: в 2022 году – 64 млрд руб., в 2023-м – 65 млрд руб. и в 2024 году – 66,5 млрд руб. Причем основная доля средств предназначена на строительство дополнительных V и VI путей на участке Москва – Алабушево под специализированное пассажирское сообщение. Соответственно на эти цели в 2022 году должно быть направлено 63 млрд руб., в 2023-м – 63 млрд руб. и в 2024 году – 60 млрд руб.

Контроль за целевым и эффективным использованием указанных средств поручен Росжелдору.

Проекты – в центре внимания

Как пояснили финансовые аналитики, подобные транши обычно связаны с обязательствами компании выполнить те или иные инвестпроекты, которые в правительстве считают стратегическими и требуют государственного софинансирования.

Размер Резервного фонда в 2021 году превысил 7% от ВВП. А сейчас в нем находится не менее 1,4 трлн руб. Таким образом, на указанные проекты выделяется около одной десятой части фонда.

Ранее ОАО «РЖД» получало средства из Фонда национального благосостояния на размещение своих привилегированных акций. План-график выборки средств составил в 2015 году 50 млрд руб., в 2018-м – 20 млрд руб., в 2019-м – 19,5 млрд руб., а в 2020-м – 60,5 млрд руб.

Причем, как следует из документов, 30,5 млрд руб. из прошлогодней суммы – деньги, изначально запланированные на 2021 год. И эти средства были выделены на развитие БАМа и Транссиба.

По идее, в ОАО «РЖД» эти средства уже должны были освоить. Однако пока еще на данную тему не отчитались.

Средства, которые надо освоить

Между тем недавнее совещание представителей ОАО «РЖД» и металлургов показало: в 2021 году ремонт инфраструктуры сначала протекал вяло, а затем, когда по осени перешел в авральную фазу, сопровождался передержкой предоставляемых перерывов в движении, что в условиях напряженного перевозочного процесса привело к росту числа брошенных поездов.

Локомотивов, как выяснилось, вроде бы в достатке. Но, как пояснили в холдинге, два главных подрядчика (ТМХ и СТМ), которым передали все ремонтные депо, не слишком рьяно выполняют свою работу по осмотру и ремонту локомотивов. Количество брака выросло вдвое.

Из-за того что по сети по ряду направлений не проехать, операторы не могут подать в нужное место порожний подвижной состав под погрузку. Ремонтники из-за нехватки запчастей не могут оперативно вывести в рабочий парк из отстоя дополнительное количество вагонов. Как следствие – обострение локальных дефицитов, которое пока что коснулось универсального подвижного состава (в основном полувагонов). Это создало почву для роста ставок на предоставление парков.

В итоге получается, что сложившиеся проблемы, связанные с дефицитами провозной способности, тяги и подвижного состава в ОАО «РЖД» вынуждены на протяжении всей осени разруливать вручную. Такой фон не лучший для реализации инвестпроектов на Восточном полигоне.

Клиенты ждут, как в холдинге будут отчитываться за освоенные средства из Фонда национального благосостояния. В предыдущие годы такой напряженной ситуации не было. Тем не менее в ОАО «РЖД» не смогли освоить имевшиеся средства – как собственные, так и из госрезерва.

Денег мало не бывает

Тем не менее холдинг в 2022 году получит больше денег на проекты в центре РФ. Кроме добавки на проект Центрального транспортного узла, ОАО «РЖД» разрешили не платить дивиденды по обыкновенным акциям из прибыли за 2021–2022 гг. Предполагалось, что государство таким образом снимет часть нагрузки, чтобы холдинг смог компенсировать рост цен на материалы, закупить технику и перераспределить свой бюджет ОАО «РЖД» в пользу проектов развития Восточного полигона. Итак, к 149,6 млрд руб. добавили 154 млрд руб., которые РЖД понадобятся на закрытие ожидаемой дыры в инвестпрограмме.

Правда, сложность ситуации состоит в том, что все субсидии, которые сейчас получат в холдинге, уже должны быть учтены в расчетах бюджета железнодорожного перевозчика на предстоящий период, отметил президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин. По сути, ничего больше ОАО «РЖД» уже не светит.

Когда в холдинге оценивали размер дефицита, то в указанном результате уже был учтен весь объем субсидий на 2022 год. Соответственно, недостаток средств ему придется покрывать за счет других мер.

К этому будет подталкивать долговой портфель ОАО «РЖД», который за 9 месяцев 2021 года вырос до 1,666 трлн руб. – на 8,8% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Правда, так до конца и непонятно, какая часть из этой суммы приходится на инвестиции в развитие, а какая осядет в следующем году в виде дефицита средств на счетах. Оценки экспертов на эту тему разнятся. Одни говорят о нехватке 270 млрд руб., другие – о 88 млрд руб. Сам по себе разброс мнений указывает на то, что тут есть о чем поспорить в предстоящих баталиях о размере тарифов на 2022 год.

Возникает также искушение все-таки добавить монополии еще денег из казны. Впрочем, здесь ряд экспертов полагают, что привычка получать от государства компенсации в том или ином виде расхолаживает перевозчика и демотивирует его к изысканию дополнительных источников финансирования инвестпроектов. Например, не возникает особого желания заниматься продажей непрофильного имущества, не говоря уже о допуске частных перевозчиков на сеть. Однако ведь надо что-то делать.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions