+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
11.03.2022 16:19:35
Водный транспорт / Мнения
РЖД-Партнер

На сегодня все устойчивые грузопотоки на реке нарушены

Уже сейчас понятно, что речная навигация 2022 года предстоит не самая легкая. Основные перевозки по реке сейчас приходятся на нефть и нефтепродукты по коридору Юг – Север (с Каспия в сторону Санкт-Петербурга). В связи со спецоперацией на Украине высока вероятность того, что такие перевозки, так же как и перевозки между южными портами Астрахань – Ростов-на-Дону, могут в разы уменьшиться. Впрочем, уже в прошлом году наблюдалось значительное снижение судопотока в районе Ростова-на-Дону. Азовское море вряд ли откроется к началу навигации, а значит, и грузопоток с портов Азовского моря будет существенно сокращен.
На сегодня все устойчивые грузопотоки на реке нарушены
Топливо будет дорожать, а значит, себестоимость перевозки одной тонны груза тоже будет уверенно ползти вверх. И такая ситуация будет продолжаться до тех пор, пока судоходные компании не поймут, что флот надо строить, исходя из габаритов водного пути, а не подгонять потом водный путь под построенные суда. Яркий пример – пассажирский теплоход проекта PV300 «Петр Великий», строящийся сейчас за судостроительном заводе «Лотос» в Астраханской области. Его осадка по проекту должна составить 3,60 м. При гарантированном габарите судового хода в 4,0 м для этого лайнера оказывается полностью непроходимым тот самый узкий участок от Городца до Нижнего Новгорода, где на некоторых перекатах гарантированная глубина составляет всего 3,5 м. Тоже самое касается и большегрузных судов с большой осадкой.

Увеличение времени ожидания шлюзования в Городце увеличивает срок доставки груза и стоимость перевозки.

Что касается номенклатуры перевозимых грузов, то здесь также может произойти существенное изменение. И опять же причины экономические и политические.

Например, раньше в Москву привозили по воде большое количество нерудных строительных материалов (песок, щебень, ПГС). Сейчас объемы будут существенно снижены. Причина тому – решение правительства Москвы о ликвидации двух грузовых портов Северный и Южный и строительстве на их месте жилых кварталов.

Раньше эти порты являлись мощными логистическими центрами, где перегружали массу различных грузов: песок, щебень, ПГС, руду, уголь, соль, зерно, лес, контейнеры, овощи и даже автомобили. Но сейчас все больше зерна отправляется не в центральную часть, а на экспорт (через Ростов-на-Дону в сторону Азовского и Черного морей).

Если раньше на юг шли лес, пиломатериалы, в обратную сторону руда, соль, уголь, овощи-фрукты, контейнеры, то на сегодняшний день все эти устойчивые грузопотоки нарушены.

По моему мнению, в настоящее время государство должно взять на себя некоторое субсидирование работы речного флота и государственное регулирование цен на ГСМ, чтобы за счет этого снизить стоимость перевозки грузов. Необходимо всячески поощрять судоходные компании за строительство судов с небольшой осадкой и грузоподъемностью (до 3 тыс. т), чтобы облегчить прохождение узких участков на реке. Это также необходимо делать и потому, что не всегда удается обеспечить необходимый грузопоток. Ведь загрузить зерном теплоход грузоподъемностью 2–3 тыс. т в один адрес проще, чем 5 тыс. т.

Кроме того, необходимо наладить взаимодействие между администрациями бассейнов внутренних водных путей и «РусГидро» в рамках межведомственной рабочей группы. Она существует и сейчас, но представители Росморречфлота чаще всего отстаивают интересы не всей отрасли, а вполне конкретных судовладельцев (танкеры). Также, как мне кажется, стоит вернуть в работу буксиры-толкачи, что позволит увеличить оборачиваемость флота.

Но не стоит строить буксиры-толкачи, которые могут за один раз тащить 12 барж: в настоящее время это неактуально. А вот работа на относительно коротком плече могла бы быть весьма эффективной.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions