Развертывание экосистемы завершится во II квартале 2025 года. В Арктической общественной академии наук подсчитали: внедрение автоматизированных систем управления позволит отечественным компаниям увеличить производительность горнотранспортного оборудования и затрат на его эксплуатацию на 7%, а потребление электроэнергии снизить на 2%. Но цифровизацию Арктики тормозит отсутствие широкополосного интернета: ни проекты в сфере добычи и переработки углеводородов, ни развитие Севморпути невозможны без скоростных и надежных коммуникаций. Еще одна сложность в реализации проекта – отсутствие опыта, об этом РЖД-Партнеру рассказал Александр Таскаев, директор департамента интеллектуальных систем автоматизации компании САТЕЛ.
«Ни в России, ни в мире пока не было примеров готовых решений для таких масштабных объектов, как на Севморпути. Опытно-конструкторская работа по созданию пилотной партии комплексов только ведется, к концу 2023 года планируется запустить производство первых 30 единиц летательных аппаратов», – говорит он.
Концепция, которую разработала госкорпорация «Росатом», предполагает востребованность Единой платформы цифровых сервисов (ЕПЦС СМП) у 1,5 тыс. уникальных пользователей – это капитаны судов, логистические компании, судовладельцы и представители страховых компаний. В ЕПЦС СМП, согласно концепции, будут предоставлены 27 цифровых сервисов, выделенных в девять блоков по направлениям: «безопасность мореплавания», «управление судоходством», «навигационно-гидрографическое обеспечение», «гидрометеорологическое обеспечение и ледовая обстановка», «аналитическая информация по безопасности, эффективности функционирования и развитию СМП», «управление инфраструктурой СМП», «информационное обеспечение грузоперевозок», «реестр услуг и сервисов в акватории СМП», «экологический мониторинг акватории СМП».
«Капитаны судов смогут в реальном времени оценить расположение других судов в акватории и степень загруженности портов. Полное понимание обстановки повысит уровень безопасности и позволит прокладывать маршрут с высокой точностью и принимать оптимальные логистические решения, минимизируя потери времени и топлива из-за простоя судов», – объясняет А. Таскаев.
Фактически в руках пользователей окажется сервис, функционал которого сравним с навигатором, в котором все услуги оказываются в формате «одного окна», добавляет А. Таскаев. Накануне утвержден план работ по созданию цифровой экосистемы Северного морского пути с указанием источников финансирования и требований к функционалу, постановление подписал председатель правительства России Михаил Мишустин.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.