+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
08.04.2020 11:07:54
Водный транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Навигация на водных путях России начнется на 5 дней раньше

В конце марта – начале апреля открылось судоходство в Азово-Донском и Волго-Донском бассейнах внутренних водных путей, а также в Волжском бассейне на Нижней Волге. О том, какой ожидается навигация в 2020 году и какие главные вызовы стоят перед речниками в условиях пандемии, РЖД-Партнеру рассказал заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Константин Анисимов.
Навигация на водных путях России начнется на 5 дней раньше
 Константин Олегович, как в целом Вы можете охарактеризовать навигацию 2020 года? Что может на нее повлиять?

– Все внутренние водные пути уже практически готовы к навигации. В этом году зима была малоснежной, из-за чего в отдельные водохранилища пришло мало воды. В итоге мы имеем на Нижнем Дону наполнение Цимлянского водохранилища на критической отметке. И маловодность на участке Дона выше Ростова-на-Дону от Кочетовского гидроузла и ниже.

В данный момент мы имеем глубину 3–3,1 м, а осадка у судов – 2,8–2,9 м. Это примерно на 70 см ниже гарантированных габаритов единой глубоководной системы. Соответственно, суда, которые проходят этот участок, недогружаются на 20%. И мы теряем провозные мощности, конкурентоспособность и т. д.

Так как подобные явления происходят регулярно, еще в 2016 году было принято решение о строительстве Багаевского низконапорного гидроузла. Это что касается ситуации на Нижнем Дону. Также паводок отсутствует, по многолетним наблюдениям, и на реке Оке.

Зато на Волге и на Каме (самый крупный приток Волги. – Прим. авт.) все водохранилища на сегодня наполнены на необходимой отметке и прогноз на навигацию здесь вполне благоприятный. Проходные глубины и осадки судов достаточны для обеспечения нормальной работы.

Что касается гидросооружений, около 80 прошли необходимый ремонт. Подготовлено 1,5 тыс. судов для работы в навигацию. На 2/3 из них проводились ремонтные работы. Постепенно навигация бассейн за бассейном начинает открываться. И в июне откроется навигация на Лене.

– Как сказывается на перевозке грузов по реке ситуация с коронавирусом?

– Пандемия наложила свой негативный отпечаток в первую очередь на круизные компании, которые занимаются перевозкой пассажиров. Сейчас введен запрет на работу круизных судов до 1 июня. Прогноз о том, как будет разворачиваться круизная навигация по перевозке как иностранных пассажиров, которые традиционно путешествовали по Волге от Москвы до Санкт-Петербурга, так и российских пассажиров, пока трудно делать. Все-таки есть надежда, что внутренний туризм начнет работать, может быть, в июне, в крайнем случае, в июле, после того, как пройдут все эпидемиологические мероприятия.

Что касается перевозки грузов, здесь работа идет в полном объеме. Сейчас, наверное, единственной проблемой, связанной с перевозкой импортных и экспортных грузов судов, является то, что они заходят в морские порты и выходят, пересекая границу. Таким образом, возникает необходимость карантинных мероприятий, соответственно, идут дополнительные задержки по прохождению пограничных таможенных формальностей. Судов, которые пришли из неблагоприятных стран, становится все больше и больше. Но иногда карантин проходит в ходе рейса, когда судно идет, допустим, из Испании. Но когда оно идет из Турции, ожидание окончания карантина – это сильный удар по экономике судоходных компаний и судовладельцев.

– Но сам объем перевозок пока никак не изменился?

– Да, пока все идет в обычном режиме. Навигация на внутренних водных путях только начинается. Сейчас из Самары и Саратова через Нижний Дон начинается погрузка нефтепродуктов, серы из Астраханской области на рейдовую перевалку в районе порта Кавказ и т. д. То есть пока по южному бассейну и южным маршрутам суда перевозят традиционную продукцию. Позже, когда откроется навигация на Средней Волге, начнутся перевозки песка, щебня и т. д.

По просьбе, озвученной в письме Российской палаты судоходства, мы планируем начать навигацию на Средней Волге примерно на 5 дней раньше, чем запланировано нашей программой. То есть не 25 апреля, а 20 апреля. А на Волго-Балтийском бассейне – 25 апреля, также на 5 дней раньше. В том числе это связано, с теплой весной и давно сошедшим льдом. На многих участках его вообще не было.

Сейчас устанавливается вся обстановка, подготавливаются все сооружения. В названные даты вся система в европейской части России будет работать в полном объеме.

– На фоне коронавируса и экономического спада каковы Ваши прогнозы по динамике общего объема грузоперевозок в 2020 году? Ожидаются ли изменения внутри номенклатуры? Как сейчас меняются объемы перевозок речным транспортом?

– Транспорт – это артерия экономики. И если в экономике будет спад, будет спад и во всех видах транспорта. Если брать традиционные грузы: щебень, песок, нефтепродукты, объем перевозок нефтепродуктов зависит от мирового спроса. Сейчас цена упала, и если ОПЕК и РФ примут решение о сокращении добычи нефти, все это скажется, с одной стороны, на экспортном потоке. С другой стороны, все объемы уже зафрахтованы.

Но может быть, те объемы грузов, которые мы перевозим, мизерны по сравнению с объемом перевозки по железной дороге или трубопроводным транспортом. Может здесь и не будет спада.

В середине лета, как правило, начинаются перевозки больших объемов зерна. Насколько я слышал, прогноз по урожаю в этом году пока хороший. Зерно в любом случае будет востребовано, в том числе на экспорт.

Или щебень. Он всегда нужен на стройках, и если они не будут останавливаться, то и объемы перевозок щебня снижаться не будут.

Но еще раз повторюсь, так как много грузов идет на экспорт, все будет зависеть от карантинных процедур. Если эпидемиологическая обстановка в мире еще долго будет тревожной, это будет сказываться на перевозках в экспортно-импортном направлении. Но на внутренние перевозки, наверно, эта ситуация не должна так повлиять.

– Продолжают ли речные перевозки оставаться конкурентными другим видам транспорта? Прогнозируется ли дальнейший уход грузов с реки на железнодорожный и автомобильный транспорт?

– Конечно, речные перевозчики всегда конкурируют с железнодорожным и автомобильным транспортом. Как на дальние расстояния, так и короткие. И, прежде всего, конкуренция идет в тарифной составляющей. Если тариф ниже, соответственно, и объемы перевозок возрастают.

Здесь на объемы определенных грузов также влияют и узкие места. Например, на той же Волге у нас узкое место находится в районе Нижнего Новгорода. В прошлом году Волга была маловодной, и грузовые перевозки практически прекратились – вести маленькими баржами было совершенно нерентабельно, и весь большой флот ушел с этого участка Волги. Перевозки нефтепродуктов на север из Уфы или Казани ушли на железную дорогу и автотранспорт. А речные перевозки не работали именно из-за этого узкого места и глубин прохода через Городецкий гидроузел. Единственный способ решить эту проблему, повысить конкурентоспособность этого участка Волги и увеличить возможность осадки судов – это строительство Нижегородского гидроузла.

– Багаевский гидроузел уже на стадии активных работ, а строительство Нижегородского затягивается. Сначала против выступали местные власти, затем стало известно о возбуждении уголовных дел, связанных со строительством гидроузла. Есть ли надежда, что Нижегородский гидроузел все-таки будет построен в обозначенный срок?

– Реализация проекта постепенно движется. Сейчас документация находится в Главгосэкспертизе России и заключение по ней должно быть получено 30 апреля.

Да, действительно, есть негативная реакция властей Нижегородской области, которые опасаются, что наше сезонное водохранилище повлияет на экологическую обстановку в Балахнинском районе Нижегородской области. Но и мы доказываем, что этого не произойдет. Паводковый сброс воды в данный момент с Городецкого гидроузла проходит на уровне выше, чем будет наше сезонное водохранилище. С июня по ноябрь оно будет поддерживать воду на величине 68 м.

Несмотря на ряд трудностей, и президент РФ, и правительство поручали найти компромисс по этому вопросу. И, я думаю, что, так как нет другого способа решить эту проблему, рано или поздно мы договоримся. И реализация проекта пойдет более быстрыми темпами.

– Возвращаясь к навигации. Готов ли флот? Как в целом можно охарактеризовать нынешнее состояние речного транспортного флота?

– Сегодня на учете в Российском речном регистре стоит более 10 тыс. единиц флота. Средний его возраст – 30–35 лет. Но с учетом того, что он работает полгода в году и в речной, а не морской среде, коррозийный процесс не такой значительный.

Флота достаточно, он в нормальном техническом состоянии. За ним наблюдают контролирующие органы, и он абсолютно готов к тем задачам, которые перед ним ставятся.

Конечно, с точки зрения социальной нагрузки важные задачи в большей степени стоят перед флотом в Сибири и Восточной части нашей страны: на реках Лене, Енисее, Иртыше, где нет альтернативных видов транспорта.

В европейской же части России флот больше конкурирует с другими видами транспорта и работа судоходных компаний востребована.

Беседовала Наталья Гусаченко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions