+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
11.05.2023 14:41:32
Водный транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Якутия ищет доступ к Севморпути

Власти республики просят помочь с федеральным финансированием проекта по созданию в арктической зоне республики нового порта, который способен полноценно обрабатывать суда, выполняющие рейсы по СМП.
Большие глубины помогут

Регионом проработан комплексный проект в Булунском районе Якутии, который подразумевает реконструкцию существующего морского порта Тикси, расширение его границ с учетом создания в Хараулахской бухте глубоководного терминала «Найба». Последний позволит решить проблемы, связанные с дорогостоящим северным завозом и освоением новой грузовой базы. Речь, в частности, идет о золоторудном месторождении Кючус, месторождении россыпного олова Ручей Тирехтях, Депутатском оловорудном месторождении и др.
О необходимости господдержки проекта заявил на заседании совета по развитию Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совфеде глава правительства Якутии Андрей Тарасенко. По его словам, суда, которые сегодня обслуживают каботажные рейсы по Севморпути, в том числе субсидируемые государством, не могут быть обработаны действующими в республике терминалами.

«80% северного завоза – это Якутия. Но, получается, корабль заходит куда угодно – на Чукотку, Камчатку, а мы проходим мимо кассы. Потому что, если судно приходит в октябре, мы не можем его выгрузить [из-за ледовой обстановки]. Нужен порт, который позволит работать и всем нашим рекам, речным портам, где можно собирать груз и, соответственно, дальше возить по Северному морскому пути», – сказал А. Тарасенко.

Он предложил включить в программу развития СМП хотя бы частичное финансирование по проектированию либо строительству глубоководного порта. По его словам, это нужно и для частных компаний, которые планируют осуществлять свои проекты в арктической зоне Якутии.

«Инвестор все не может потянуть, важно, чтобы он почувствовал возможность совместной работы с государством», – сказал А. Тарасенко.

Идею строительства порта Найба поддерживают в «Росатоме», сообщил замдиректора дирекции Северного морского пути госкорпорации Максим Кулинко. Он добавил, что в этом году компания начнет обследование в Тикси, чтобы произвести дноуглубление у двух действующих причалов.

Севморпути нужно много портов

Как известно, правительством РФ утвержден план развития Севморпути до 2035 года. Предполагается, что объем вливаний составит 1 трлн 791 млрд руб., проинформировал глава Минвостокразвития Алексей Чекунков. Например, на постройку 10 ледоколов предусматривается 543 млрд руб., на строительство и модернизацию 14 портов и терминалов – 237 млрд, на заказ 141 ед. грузового флота и судов обеспечения – 192 млрд, для вывода на орбиту 12 спутников, в том числе для навигационной поддержки, – 111 млрд руб.
По словам А. Чекункова, налоговые доходы от реализации коммерческих проектов в Арктической зоне РФ к 2035 году превысят 16 трлн руб. «Таким образом, каждый рубль, вкладываемый государством в развитие СМП на горизонте следующих 12 лет, должен принести 10-кратную отдачу», – сказал министр.

Создание нового порта в Якутии должно повлиять на развитие экономики Арктической зоны на северо-востоке РФ и каботажных перевозок по Севморпути. Вместе с тем сейчас реализуется 13 проектов по портовой инфраструктуре, тяготеющих к различным участкам СМП, сообщил заместитель министра транспорта РФ Александр Пошивай.
Часть из них относятся к Мурманскому узлу. Это угольный терминал «Лавна» на 18 млн т, терминал минеральных удобрений «Тулома» на 4 млн т, терминал в районе Семиостровского рейда на 12,5 млн т (здесь будет обрабатываться груз с месторождений Ванкорского кластера, Пайяхской и Восточно-таймырской группы), а также перегрузочный комплекс СПГ в районе губы Ура мощностью 21,1 млн т, который технологически будет связан с работой порта Сабетта на Ямале.

В рамках развития порта Нарьян-Мар в районе п. Красное (Ненецкий автономный округ) ООО «Русхимком» планирует возвести к 2027 году терминал по перевалке метанола и стабильного газового конденсата мощностью 2,25 млн т.

На архипелаге Новая Земля намечено построить перегрузочный комплекс мощностью 280 тыс. т в год в составе горно-обогатительного комплекса на базе месторождения Павловское.

«По результатам реализации проектов развития портовой инфраструктуры перевалочные мощности в Западной Арктике увеличатся с текущих 92 млн т до 154 млн т в год», – рассказал замминистра.

Параллельно реализуются проекты в Восточной Арктике. Так, в 2022 году завершено строительство паромно-пассажирского причала на левом берегу Анадырского лимана, в п. Угольные Копи. Ведется проектирование реконструкции причала № 7 в порту Анадырь. Кроме того, уже завершено проектирование реконструкции терминала «Беринговский», которая позволит увеличить перевалочную мощность на 1,5 млн т.

Одновременно создается комплекс для перевалки СПГ в Камчатском крае, который позволит сократить маршрут и число судов-газовозов ледового класса, необходимых для обеспечения поставок газа в страны Азиатского-Тихоокеанского региона.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions