+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
19.02.2021 14:16:06
Водный транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Северный морской путь делает ставки на СПГ, новый флот и транзит

По итогам прошлого года по Северного морского пути (СМП) объем перевозок грузов (без учета транзита) составил 32,9 млн т, что в 1,5 раза больше, чем в 2019-м. К 2024 году, согласно майскому указу президента РФ, грузооборот должен быть увеличен до 80 млн т в год, а основным грузом на должен стать СПГ. Какой флот будет его перевозить и как успешно реализовать все задачи в срок?
Скорректированный рост

По СМП по итогам прошлого года было перевезено более 2,4 млн т генеральных грузов – (-9,8%), угля – 187 тыс. т (-20,1%), руды – 57 тыс. т (+5,6%), нефти и нефтепродуктов – более 8,2 млн т (+0,5%), газоконденсата – более 1 млн т (-13,9%), СПГ – более 18,6 млн т (+1,6%). Кроме того, было осуществлено 40 транзитных рейсов, в том числе 34 рейса судами под иностранным флагом. Всего перевезено более 1,2 млн т транзитных грузов различной номенклатуры, что в 1,8 раза больше, чем за предыдущий год. Объем перевозок сухо­грузов вырос в 4 раза – до 1,267 млн т, наливных грузов составил 13,2 тыс. т. Основной грузопоток транзитных перевозок осуществлялся в направлении Восток – Запад. Средняя продолжительность транзитного рейса – 8,3 суток.

Сегодня основу грузоперевозок по Северному морскому пути составляет транспортировка сжиженного природного газа (СПГ) – примерно 65%. Компаниям, которые его производят, предоставлен целый ряд соответствующих налоговых льгот и преференций.

В начале осени единый инфраструктурный оператор СМП, компания «Росатом», предложил скорректировать план по объемам грузоперевозок в Арктике с 80 до 60 млн т.

Снизить объемы предлагается из-за корректировки трех крупных проектов. Во-первых, это отказ компании «Востокуголь» от планов по добыче к 2024-му по 19 млн т угля в год. Во-вторых, изменение в планах работы совместного предприятия «Роснефти» и «Нефтегазхолдинга» – «Восток Ойл». И, в-третьих, изменение прогнозов одного из главных пользователей арктического маршрута – ПАО «Новатэк».

В целях обеспечения круглогодичного использования СМП для транзита грузов из Азии в Европу идет реализация группировки атомных ледоколов «Лидер», также прорабатываются вопросы создания российского оператора контейнерных перевозок по СМП и строительства портов-хабов в Камчатском крае и Мурманской области, в том числе с участием иностранных инвесторов.

Основным грузом на Северном морском пути должен стать СПГ из российских проектов. Производство СПГ в Арктике, согласно проекту стратегии, вырастет до 46,7 млн т в 2024 г., 73,5 млн в 2030 г. и 120 млн в 2035 г.), оставшиеся около 15% перевозки грузов должна занять нефть.

Ледовый класс

Расширение ледокольного атомного флота даст мощные инвестиции в будущее и импульс к развитию экономики и страны, и региона. 21 октября в Мурманске на головном универсальном атомном ледоколе проекта 22220 «Арктика» ФГУП «Атомфлот» прошла торжественная церемония поднятия государственного флага РФ. А уже в середине ноября самый мощный в мире российский ледокол вышел из Мурманска в первый рабочий рейс.

Кроме того, в настоящее время идет строительство серийных универсальных атомных ледоколов «Сибирь», «Урал» и «Якутия». Они уже создаются на верфях Балтийского завода в Санкт-Петербурге. Также заключен контракт на строительство головного ледокола проекта «Лидер». Это сверхмощный корабль, который позволит круглогодично использовать СМП. После завершения строительства этой серии Россия будет обладать крупнейшей в мире группировкой серийных атомных ледоколов.

Вместе с тем правительство пока не видит до конца целостной картины развития транспортной инфраструктуры Арктической зоны. Сегодня отсутствует увязка с развитием СМП, а сроки решения отдельных важных задач власти считают избыточно затянутыми. Есть риски срыва сроков строительства объектов федеральной собственности в Мурманске, на Чукотке и Камчатке.

Грузовая база, связанная с северным завозом, завозом импортных грузов, транзитом грузов из Европы в Азию оценивается в 2,3 млн т. Итого: 35,5 млн т – «Новатэк», до 30 млн т – «Роснефть», 8,4 млн т – «Газпром нефть» и «Норникель», 3,8 млн т – AEON, 2,3 млн т – иные грузы. Всего – 80 млн т.

Добавим, что «Росатом» надеется в 2025 году законтрактовать строительство еще двух универсальных атомных ледо­колов (УАЛ) проекта 22220. Их ввод в эксплуатацию может состояться в 2030-м. Речь идет о пятом и шестом серийных ледоколах, строить их планируется на Балтийском заводе. С учетом головного ледокола «Арктика» количество ледоколов этого проекта может достичь семи.

Запускайте контейнеры

Осенью 2018 года по СМП из Находки в Санкт-Петербург прошел океанский контейнеровоз Venta, груженный рефрижераторами с рыбной продукцией. Он вышел из Находки в южнокорейский порт Пусан, там загрузился электроникой и затем отправился в Северную столицу. Уникальность рейса состояла в том, что до сих пор контейнеровозы по СМП не ходили.

В начале июня этого года президент РФ Владимир Путин поручил правительству совместно с «Росатомом» и РЖД проработать вопрос доставки рыбы с Дальнего Востока в европейскую часть России через Северный морской путь. В результате атомный контейнеровоз «Севморпуть» ФГУП «Атомфлот» доставил из Петропавловска-Камчатского в Санкт-Петербург замороженную рыбную продукцию. Он был построен в Керчи, на судостроительном заводе «Залив», и введен в эксплуатацию в 1988 году. Это единственное в мире транспортное судно с ядерной энергетической установкой. На его борту прибыли 206 40-футовых рефрижераторных контейнеров с белой, красной рыбой и кальмаром.

Летом на Дальнем Востоке приступили к строительству атомного ледокола «Россия». Согласно условиям контракта ввод судна в эксплуатацию запланирован в 2027 году. Судно проекта 10510 не имеет аналогов. Технические характеристики позволят ему обеспечивать круглогодичные проводки в восточном районе Арктики, отмечают в «Атомфлоте».

Северные трудности

Обеспокоенность участников рынка вызывает своевременность готовности транспортной инфраструктуры новых проектов, в первую очередь в Енисейском заливе (ее должны построить «Восток Ойл» и «Северная звезда», принадлежащая Троценко): терминалы, грузовой и обеспечивающий флот.

Транзит иностранных судов по СМП пока небольшой, и номенклатура грузов только определяется. Здесь играет роль множество факторов, главный из которых – это гидроклиматические условия маршрута. По словам экспертов, предпочтение отправителей будет отдаваться грузам, не требующим сверхжесткого расписания рейсов. Сейчас по Севморпути идут в основном российские суда, а иностранные предпочитают ходить без дорогой ледокольной проводки.

В прошлом году кабмин разрешил ряду судов под иностранным флагом до 30 декабря 2043 года перевозки СПГ по Севморпути. Также до 30 декабря 2021-го судам под иностранным флагом разрешены международные морские перевозки природного газа и газового конденсата по СМП.

Ожидается, что закон поможет при необходимости привлекать к использованию ходящие под иностранными флагами суда без срыва контрактов. Это может понадобиться во время реализации крупных инвестпроектов или при условии, что специальные суда отсутствуют в российском реестре.

Еще одна болевая точка – обратная загрузка следующих по Севморпути судов. В начале осени власти Камчатки представили в Совет Федерации предложения по развитию СМП, среди которых – обязательная обратная загрузка лихтеровозов, что позволит повысить качество жизни камчатцев. Но еще весной врио главы Камчатки Владимир Солодов обратился к президенту с предложением запустить регулярные поставки рыбы по СМП.

Добавим, что на днях вице-премьер – полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев поручил при необходимости актуализировать параметры федерального проекта «Северный морской путь», в том числе в части плановых показателей грузопотока. 

Полную версию материала читайте в № 3–4 журнала РЖД-Партнер.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions