Индия слишком тянула с реализаций проекта, поэтому он к настоящему времени не завершен, отметил иранский источник в разговоре с журналистами Kashmir Life. Большая часть вины за медленные темпы, с которыми продвигался проект, должна лежать именно на Индии и ее чрезмерно осторожном отношении. Нынешнее правительство в Дели не хотело делать ничего, что могло бы вызвать противодействие правительства США, после того как оно ввело санкции в отношении Ирана. Теперь же американцы сотрудничают с Узбекистаном, Афганистаном и Пакистаном, чтобы создать новый транспортный коридор. Индия оказалась исключенной из этих переговоров.
По иронии судьбы участие Индии в проекте порта Чабахар, хотя и давнее, набрало обороты после того, как бывший президент США Барак Обама прекратил санкции против Ирана и подписал ядерную сделку. У его преемника, Дональда Трампа, были другие идеи. Он довольно бесцеремонно отменил сделку и наложил жесткие санкции на Иран, но предоставил Индии свободу продолжать проект, поскольку он принес пользу Афганистану, пишет Kashmir Life. Правительство Индии в ходе периодических визитов своего министра иностранных дел Субраманьяма Джайшанкара и других официальных лиц регулярно выражало свою приверженность завершению проекта. Но только на словах.
Индия не выполнила свое обещание предоставить кредитную линию в 2018 году для строительства железнодорожного маршрута из Чабахара в Захедан (Иран), а индийская компания, которая работала над проектом порта, – India Port Global – на протяжении длительного времени находится «в состоянии дрейфа».
Иранские источники утверждают, что свои интересы в регионе имеет Китай, который активно строит свой проект Гвадар в Оманском заливе, а теперь и США начали вести игру против Чабахара, так как объявили о транспортном коридоре, который свяжет Ташкент с Узбекистаном, Афганистаном и Пакистаном, но не включает Иран или Индию. Дженнифер Муртазашивили из Центра управления Университета Питтсбурга, цитируемая «Голосом Америки», заявила: «Учитывая сложные отношения между США и Ираном, было бы трудно обеспечить финансирование этого маршрута на юг, поэтому политически более целесообразно соединить Узбекистан через Афганистан и Пакистан, чем идти через Иран прямо сейчас».
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев ранее проявлял склонность участвовать в афгано-иранском проекте. Однако теперь узбеки готовятся к новому соглашению в своем районе. Тем временем министр иностранных дел Индии попытался продать идею создания транспортного коридора через Чабахар России в рамках коридора Север – Юг. Но на конференции в Ташкенте «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязь. Угрозы и возможности», которая прошла в середине июля, настроения изменились.
Однако сегодня и. о. главы МИД Армении Армен Григорян, выступая на приеме в связи с 75-летием независимости Индии, заявил, что Армения готова принять участие в реализации проекта Чабахар. По мнению иранцев, тоже еще не все потеряно. Если новый режим в Афганистане начнет активное использование порта Карачи, то Индия могла бы рассмотреть возможности Чабахара для доступа на рынок Центральной Азии и Европы в предстоящие неспокойные дни.
С декабря 2018 года порт Чабахар обработал 134 судна, 14 258 TEU контейнеров и более 2,08 млн метрических тонн сыпучих и генеральных грузов. Министр иностранных дел Индии Субраманьям Джайшанкар в марте этого года предложил включить порт Чабахар в Иране в INSTC (Север – Юг – проект международного транспортного коридора) и пригласил Узбекистан и Афганистан присоединиться к проекту. INSTC – это 7200-километровый морской, железнодорожный и автомобильный маршрут для перевозки грузов между Индией, Россией, Ираном, Европой и Центральной Азией. Участниками проекта INSTC являются Индия, Иран, Россия, Азербайджан, Казахстан, Армения, Беларусь, Таджикистан, Кыргызстан, Оман, Сирия, Турция, Украина и Болгария (как наблюдатель).
Индия начала взаимодействовать с Ираном по порту Чабахар примерно в 2003 году, но только во второй половине 2014-го был получен серьезный толчок, в результате чего в мае 2015 года между двумя странами был подписан меморандум о взаимопонимании по развитию порта. В 2016 году был заключен официальный 10-летний контракт на оснащение и эксплуатацию порта Чабахар.
Автор: Подготовила Кристина Александрова
Фото: reporterly.net
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.