Но есть тенденции, которые сейчас беспокоят латвийских транспортников больше, чем литовских и эстонских коллег, не столь зависимых от российского транзита. Помимо потери нефтепродуктовых грузов, в латвийских портах становится меньше угля. Волнение обоснованно – небольшое сокращение отметили весной этого года, когда стивидоры начали сталкиваться с отказами в подтверждении планов со стороны ОАО «РЖД». Однако с фактом придется мириться.
По словам президента общества «Балтийская ассоциация – транспорт и логистика» Латвии Инги Антане, ситуация с урезанием планов набирает обороты. В СМИ недавно неточно процитировали слова И. Антане: «…последние 3 месяца объемы транзита угля через Латвию падают каждый месяц на 85%. Если не произойдет чудо, то с нового года Латвия полностью потеряет уголь как транзитный груз…». И. Антане прокомментировала ИА РЖД-Партнеру, что речь шла о несогласовании на 85% со стороны ОАО «РЖД» заявок для стивидоров-угольщиков Вентспилсского порта. Поднимая эту тему, пояснила И. Антане, ассоциация бьет тревогу в связи с отсутствием планов и стратегии развития транзитной отрасли Латвии с намечающимся курсом РФ на понижение объемов через Балтию. «Нас действительно волнует вопрос конкурентоспособности латвийского коридора и портов. Что будем делать с инфраструктурой при падении объемов транзита? И на этом фоне перевозчик Latvijas Dzelzcels с января 2018 года планирует повышение платы за инфраструктуру на 7%».
И вот статистические данные перевалки и перевозок угля в Латвии в 2017 и 2016 году. Большая часть угля традиционно переваливается на двух терминалах в Риге: за январь – сентябрь 2017-го по сравнению с аналогичным периодом прошло года рост на 2,5%, до 9,33 млн т. В Вентспилсе также два терминала обслуживают эти грузы – рост на 18,6%, до 4 млн т. В Риге уголь в отчетном периоде составляет 36,6% от всего объема грузов, в Вентспилсе – 24,6%. Всего в портах Латвии рост по углю составил 27,9%, до 14,32 млн т, из которых 990 тыс. т антрацитового угля перевалено в Лиепае.
В период с конца 2016 года по весну 2017-го в среднем латвийская железнодорожная компания ежемесячно доставляла к терминалам портов до 2 млн т угля. Статистика же с апреля по сентябрь 2017-го демонстрирует не более 1–1,2 млн т/мес. Однако в 2016 году динамика перевозок угля с весны по осень была на этом же уровне 1 млн т, поэтому сравнение 2017 с 2016 годом не отображает особых изменений. То есть период последних 2 лет также не указывает на тенденции или колебания.
9 месяцев 2017 года, перевозки угля, млн т , Latvijas Dzelzcels
Январь – 2,11
Февраль – 4,0
Март – 6,27
Апрель – 7,67
Май – 9,17
Июнь – 10,39
Июль – 11,6
Август – 13,05
Сентябрь – 14,19.
9 месяцев 2016 года, перевозки угля, млн т
Январь – 1,38
Февраль – 2,54
Март – 3,95
Апрель – 5,13
Май – 6,26
Июнь – 7,36
Июль – 8,3
Август – 9,57
Сентябрь – 10,82.
Другое дело, если текущие цифры сравнивать с показателями успешного 2012 года. Так, в Вентспилсе в том году только на одном из двух терминалов перевалили 4,8 млн т угля; в 2013-м – 4,3 млн т; в 2014-м – 3,3 млн т. Сокращение тоннажа было вызвано введением санкций в адрес ряда российских предпринимателей, среди которых оказался владелец шахты, с которой тогда грузы поступали в Латвию. Сейчас с Заречной отправки угля в Ригу не осуществляются. В итоге через этот терминал в 2016 году прошло только 1,5 млн т грузов, но уже в этом году ожидают порядка 3 млн т. И еще несколько цифр: за январь – сентябрь 2016-го на этом вентспилсском терминале перевалено 700 тыс. т угля, а за январь – сентябрь текущего года – уже 2,3 млн т.
Порты Латвии, перевалка угля, в млн т
2011 – 20,2
2012 – 23,0
2013 – 21,5
2014 – 20,8
2015 – 19,0
2016 – 16,1.
Стивидоры сейчас не спешат с выводами, рисунок станет более понятным лишь по итогам 2017 года, в частности, по осенне-зимним месяцам, когда транспортировка угля традиционно оживает. Понятно, что в долгосрочной перспективе объемы нефтепродуктов, угля и других грузов сократятся в Латвии до минимума и их вряд ли удастся восполнить или заменить.
Да, прибалты столкнулись с неприятными фактами – грузы утекают. И за 3–5 лет, как сообщил источник РЖД-Партнера, вполне вероятно, что здесь ни угля, ни российских минеральных удобрений, ни зерна может и вовсе не остаться. Но пока инфраструктура портов РФ достраивается и процессы оттачиваются, у Балтии есть несколько лет в запасе для обслуживания привычных транзитных грузов.
Автор: Наталия Вострухова
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.