+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
15.09.2020 12:47:23
Разное / Обзоры
РЖД-Партнер

Встречайте новый номер журнала РЖД-Партнер!

Среди материалов первого осеннего выпуска № 17 (429) мы подготовили для вас следующие интересные материалы:
Сергей Цивилев: «Намеченные темпы развития Восточного полигона недостаточны». Начиная с IV квартала 2018 года под действием затяжного падения цен на уголь угледобывающие предприятия Кузбасса находятся в сложном экономическом положении, но не сдаются.
Возможности экспорта угля на перспективные рынки стран Юго-Восточной Азии ограничены не­достаточной пропускной способностью сети ОАО «РЖД» в восточном направлении. Масштабное строительство и реконструкция Восточного полигона, специализированных морских портов, безусловно, будут способствовать мощному развитию угледобывающей промышленности и экспортных перевозок.

«Мы неоднократно обращались в правительство РФ, заявляя о необходимости ускорения реализации проектов развития БАМа и Транссиба и снятия инфраструктурных ограничений, – рассказывает губернатор Кузбасса Сергей Цивилев. – Сформирована единая позиция правительства России, Кузбасса, угольщиков о необходимости максимально ускорить развитие инфраструктуры Восточного полигона». Однако, по его словам, несмотря на несколько этапов переговоров с ОАО «РЖД» в течение года, в одностороннем порядке было принято решение об отмене скидки в 12,8% на экспортные перевозки угля в северо-западном направлении. «Мы, безусловно, такую позицию не поддерживаем», – отмечает С. Цивилев. Как же обстоят дела в угольной отрасли в целом, каковы дальнейшие перспективы ее развития, достаточны ли намеченные темпы реализации спецпроекта для увеличения пропускной и провозной способности БАМа и Транссиба – об этом и многом другом в эксклюзивном интервью с главой Кузбасса.

15 июля депутаты Госдумы в рамках принятия поправок к закону «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» приняли поправки в ФЗ «Об охране озера Байкал». До 31 декабря 2024 года они разрешают выводить строительство проекта БАМа и Транссиба из-под целого ряда экологических ограничений, в частности, позволяя сплошную вырубку леса на Байкале.

При этом без ограничения по срокам отменяется экологическая экспертиза при строительстве объектов инфраструктуры на особо охраняемых территориях регионального значения. По мнению экологов, принятие закона в нынешней редакции угрожает целостности и сохранности этих территорий, неминуемо приведет к их фрагментации и негативно скажется на состоянии популяций редких животных. Однако руководство РЖД заверяет всех в том, что не просто компенсирует все вырубленные зеленые насаждения, но и проследит за очисткой воды и воздуха на озере. В РЖД напоминают, что исторически на этих землях проходят тысячи кило­метров железнодорожных путей, формирующих БАМ и Транссиб. Развитие Восточного полигона железных дорог при этом предусматривает использование самого экологически чистого вида тяги – электровозов, для чего также потребуется строительство тяговых подстанций и модернизация локомотивных депо. Все аргументы за и против в статье «БАМ строится – на Байкале щепки летят»

Порядок проведения текущего отцепочного ремонта (ТОРа) грузовых вагонов, установленный Минтрансом России, переключает стрелки ответственности на собственника вагона. По мнению участников рынка, это может привести к разорению небольших операторских компаний и росту стоимости железнодорожных перевозок в целом.

Новый приказ Минтранса затрагивает критерии обеспеченности сети РЖД пунктами текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов. К тому же он не только уточняет правила выявления неисправностей грузовых вагонов, но и вводит ответственность за качество ТОРа. Последнее необходимо, так как перевозчик и владелец груза несут некомпенсируемые расходы, уточнил источник в ОАО «РЖД».

Участники рынка сами говорили о необходимости усиления регламентации процедур отцепок в ТОР, чтобы сделать их прозрачнее. Вот только они имели в виду процедуры, касающиеся работы ОАО «РЖД». В общем, хотели как лучше, а получилось как всегда.

Фактически ТОР выполняют три вагоноремонтные компании. Есть также частные депо, способные выполнять ТОР. Их права приказ Минтранса не уточняет. В министерстве не предлагают и методики, позволяющей корректно определить источники возникновения отцепок. Однако документ не ограничивает выбор владельцу вагона, куда его направить в ремонт. Такой подход сохраняет ряд коллизий. Каких именно – в статье «ТОР: как перевозчик нашел стрелочника»

В прошлом году в Хакасии добыли 26 млн т угля (рост на 12%). Эксперты тогда связали это с тем, что угольные компании имели стабильный спрос на отечественном и мировых рынках. Отгрузки в страны АТР за прошлый год увеличились почти на 40%, правда, экспорт в Европу упал более чем на 31%.

За 7 месяцев 2020 года на территории Республики Хакасии погрузка каменного угля в экспортном сообщении составила 9,8 млн т (+26% в годовой динамике). При этом по факту погрузка выросла на 45% (с 5,4 до 7,9 тыс. т).

Мощный рост погрузки угля на экспорт и транзита в Хакасии в условиях падения объемов на дорогах Восточного полигона стал некой неожиданностью. По данным монополии, погрузка угля, в частности, на Красноярской железной дороге за январь – июль 2020 года снизилась на 10,3%.

В то же время эксперты рынка обращают внимание на характер взаимоотношений политической власти и бизнеса, а точнее – компании «РЖД» в современной России. Несмотря на то, что на сайте холдинга нет систематизированной и постоянно обновляемой информации о реализации проекта развития Восточного полигона и порой весьма затруднительно получить официальный комментарий от компании, некоторые связи скрыть невозможно. Подробнее в материале «Угольная Хакасия: рост случайный или закономерный?»

«Как логистической Золушке превратиться в принцессу». Сегодня строительные грузы являются одной из самых массовых и при этом наименее маржинальной для транспортников номенклатурой. А если говорить об автомобильном транспорте, то и одним из самых конфликтных грузов, перевозки которого связывают с тотальным нарушением весовых норм и разрушением дорог. Главная проблема строительных сыпучих грузов – в том, что их цена изменяется крайне медленно, а спрос зависит от экономической ситуации внутри страны, что делает нерудную отрасль и обслуживающую ее логистику крайне зависимыми от постоянной борьбы за снижение издержек. Если говорить о щебне, то транспортные издержки занимают до 75% в разнице между ценами карьера и трейдера.

Автомобилисты довольно давно выступают за уход от перегруза автомобилей при перевозках насыпных грузов, главным образом зерна и строительных грузов. По мнению экспертов, ситуация, при которой большинство автоперевозчиков нарушают весовые нормы, сложилась из-за того, что государственный регулятор в лице Минтранса не может систематизировать вопросы законодательства, правоприменительной практики и работы собственных структур, занимающихся дорожным строительством. Кроме того, конфликты, связанные с нарушениями, сегодня зависят не от карьеров или автоперевозчиков, а от государственных заказчиков, вынужденных работать в заданных бюджетом ценовых условиях, которые далеки от идеальных.

Как разрешить проблемы автомобильных и железнодорожных перевозок щебня в России, обсудили участники дискуссионного клуба «Открытый разговор» журнала РЖД-Партнер на заседании «Как сохранить рентабельность перевозок массовых насыпных грузов и не нарушить закон?», прошедшем в августе в режиме онлайн.


Хотите узнать больше? Подписывайтесь на журнал РЖД-Партнер


Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions