+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
РЖД-Партнер

Зацементированные поезда

Зацементированные поезда
Проблема простоев вагонов на некоторых станциях сети РЖД, как считают клиенты, на ряде полигонов рискует перерасти в системную. Эта беда коснулась и Свердловской железной дороги.

Где стоят вагоны

Как известно, простои вагонов случаются как на путях необщего пользования (в зоне ответственности грузоотправителя и грузополучателя), так и на путях общего пользования. Каковы же причины задержки, которые озвучивают владельцам вагонов железнодорожники? Как правило, ссылаются на то, что нет локомотивных бригад, забиты узловые станции. Можно отметить и плохое состояние путей на многих станциях, из-за чего железная дорога вводит ограничения в движении. Также участились ремонты путей на станциях и перегонах с увеличением интервалов полного закрытия окон для движения. Железнодорожники ссылаются на оптимизацию своих затрат. Но почему-то экономят как раз на том, что связано с местной работой на сети: прежде всего это касается графиков предоставления тяги и локомотивных бригад, работы осмотрщиков вагонов и приемосдатчиков.

Нередко простои вагонов образуются у получателя груза после выгрузки, когда они уже выведены на станцию от грузополучателя, но перевозчик их не оформляет и не отправляет из-за того, что нет локомотива или локомотивной бригады. В качестве примера можно привести станции Коротчаево и Островной.

Простои в пути следования могут быть оформлены операцией «бросание поезда на станции». Возьмем, скажем, ситуацию с обеспечением грузооборо­та одного из уральских производителей цемента ООО «СЛК Цемент».

С 2020 года по февраль 2022-го удельное количество дней простоя (на 1 рейс) в брошенных поездах описывается экспоненциальной кривой роста с коэффи­циентом 0,15 в показателе. В 2020 году в брошенных поездах непрерывно стояло 10 вагонов, в 2021-м – 47, а в 2022 году этот показатель достиг 73 вагонов.

В среднем составы стоят по 3–5 суток, а нередко и до 10. «Мы управляем большим количеством вагонов, но указанное выше количество вагонов фактически куплено нами, чтобы простоять без движения в брошенных поездах. Умножая это количество вагонов на их стоимость, мы можем оценить уровень потерь в связи с их непродуктивным использованием», – рассказал нам представитель компании. Сутки простоя вагона приносят не менее 3–4 тыс. руб. потерь.

Как видим, у перевозчика явно не хватает ресурсов инфраструктуры. И это уже превратилось в системный вопрос. В брошенных поездах оказываются и груженые, и порожние вагоны, что увеличивает время оборота техники. Как следствие – требуется больше единиц подвижного состава для перевозки того же объема заявленных грузов, не говоря уже о срыве планов погрузки и доставки. Кроме того, вагоны не могут вернуться к отправителю в срок и выпадают из оборота под погрузку.

И, следовательно, приходится привлекать дополнительный парк.

В то время, пока вагоны с цементом стоят в брошенных поездах, их с нетерпением ждут строители и нефтяники – на Севере по дорогам можно проехать не всегда. А сроки строительства в сегодняшнее непростое время срываются. На момент написания статьи в брошенных поездах ежедневно простаивало 100–150 вагонов с общим временем простоя порядка 600–1000 вагоно-дней. Самая сложная ситуация сложилась на участке Войновка – Сургут. Часть составов на железной дороге поднимают, но при этом тут же отставляются новые вагоны.

Системные дефициты

Все это приводит к тому, что на сети вроде бы достаточно вагонов, но нередко в местах погрузки складывается их ощутимый дефицит. Соответственно и ставки операторов за полгода выросли уже вдвое. И продолжают расти. Растут и затраты клиентов при сборе вагонов в пулы. Как следствие – у грузоотправителей существенно увеличилась итоговая стоимость железнодорожной перевозки.

Причем даже при росте ставок операторы зачастую не могут закрыть весь планируемый объем отгрузки. Это означает, что из-за железной дороги грузополучатели не могут вовремя получить товар. Кроме того, нарушаются цепочки поставок и растут риски срыва производства продукции в перспективе.

Что в такой ситуации остается делать клиентам? Приходится искать любые вагоны там, где они есть, в том числе подсылать их издалека и по высокой цене. Или же переводить часть отправок на доставку автотранспортом. Если расстояния в 600–800 км еще недавно бесспорно считались сферой ответственности железной дороги, то сегодня это уже зона выбора между ней и автотранспортом. А в последнее время с учетом сложившихся рисков недопоставки продукции в срок рассматривается и перевод на автотранспорт перевозок на плече свыше 800 км.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.

Назад к списку статей журнала



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions