+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
РЖД-Партнер

Цифра приходит логистике на помощь

Цифра приходит логистике на помощь
Как следует развивать цифровые технологии на сети железных дорог сегодня? На что следует обратить особое внимание в нынешних условиях?

Разворот на восток

Наработки в сфере электронного документооборота (ЭДО), сделанные в предыдущие годы, позволили РЖД оптимизировать процедуры, связанные с обеспечением грузоперевозок, отметила независимый эксперт Елена Кунаева в дискуссии по развитию цифровизации в рамках XX Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство». Они остаются актуальными и сегодня для обеспечения внутренних перевозок. А вот что касается доставки в международном сообщении, то здесь ряд починов, которые были реализованы при перевозках в европейском направлении, на данный момент отодвинуты в сторону. А вместе с этим – и достижения в сфере ЭДО на международном рынке.

Теперь у РФ – разворот на восток. А здесь основная сложность в том, что, с одной стороны, в КНР имеются достаточно продвинутые технологии ЭДО, а с другой – внутри этой страны на сети железных дорог информационные технологии применяются слабо. Поэтому РФ приходится идти на компромисс: на РЖД документы на грузы оформляются и выпускаются российской таможней в электронном виде, но убывает состав в Китай уже с бумажными документами, отметил главный конструктор ООО «ИнтэлЛекс» Николай Бузурнюк.

Приходится считаться также и с тем, что в сфере грузоперевозок в ряде сопредельных с РФ стран цифровые технологии пока еще на недостаточно высоком уровне. Соответственно и ЭДО при взаимодействии железных дорог осуществляется в неполном объеме. Например, медленно продвигается процесс цифровизации на Узбекских железных дорогах. Имеются барьеры и на сети в Казахстане: здесь пока только четверть железнодорожных перевозок оформляются в электронном виде. Правда, 2023 год может стать переломным: в планах – довести данный показатель до 80%. Следует также иметь в виду, что в РФ российские операторы могут воспользоваться информационными сервисами перевозчика о вагонах на сети РЖД. Аналогичные услуги могут быть предоставлены и для управления казахстанским парком, включая оформление порожних вагонов на полигоне РФ. Но пока для подключения к специализированным АСУ ОАО «РЖД» нет официального разрешения со стороны Казахстанских железных дорог. Российские компании не могут запрашивать данные о перемещениях порожнего парка своих казахстанских партнеров на сети РЖД. Данный аспект взаимодействия – в стадии проработки перспектив развития ЭДО с Казахстаном.

У клиентов появилась необходимость в цифровом взаимодействии с Азербайджаном и Ираном в рамках перевозок по МТК Север – Юг. Вместе с этим возникла идея интегрировать железные дороги указанных стран в АС ЭТРАН. Однако те опции, которые хорошо работают в РФ (возврат НДС российским компаниям при экспорте, предварительное декларирование на таможне), не очень приживаются на железнодорожных сетях стран ЕАЭС.

Как считают ученые Ростовского госуниверситета путей сообщения, цифровые технологии призваны помочь понять, как обеспечить оптимальный баланс между грузовой базой, возможностями транспортной инфраструктуры и ресурсами по управлению перевозочным процессом у операторов МТК. Кроме того, требуется найти способ обеспечения цифровых каналов по страхованию перевозок и проведению платежей за логистические услуги.

Взаимодействие на стыках

Ранее сообщалось об информационном взаимодействии с морскими портами по иной схеме – через обмен данными на уровне специализированных АСУ. В частности, по станциям Ейск (ООО «Ейск-Порт-Виста») и Таганрог (АО «Таганрогский морской торговый порт») с 2021 года на СКЖД реализован автоматизированный комплекс задач по управлению подводом поездов к портам Азово-Черноморского бассейна. Подобные проекты планировалось тиражировать.

В 2022-м появилась еще одна инновация – на стыке технологий авто­агента железнодорожного перевозчика и АСУ операторов морского терминала: в АС ЭТРАН могут быть введены данные о судовой партии груза и план подвода вагонов на причалы для обеспечения вывоза грузов из морского порта. В рамках такого варианта уже подключилось несколько дальневосточных терминалов.

Основной акцент в развитии цифры в ОАО «РЖД» ставят на совершенствовании своих внутренних процессов. А расширение выхода на внешние рынки намечено через проекты в рамках выхода на смарт-контракты с клиентами и развитие функционала ЭТП «Грузовые перевозки», сообщила заведующая кафедрой «Экономика, организация производства и менеджмент» Института экономики и финансов РУТ (МИИТ) Ольга Ефимова.

Соответственно планируется решать и вопросы, возникающие на стыках и при отправках грузов. По данным ОАО «РЖД», с помощью цифры предстоит также улучшить планирование перевозок. В частности, основной задачей динамической модели загрузки инфраструктуры (ДМЗИ) является автоматическое рассмотрение и определение возможности согласования заявок ГУ-12, запросов-уведомлений и суточного клиентского плана погрузки (СКПП) в адрес всех станций назначения во всех видах сообщения и заявляемых грузоотправителем параметров. Выдвинута идея замены процедур ГУ-12 согласованием через СКПП. Пока эта процедура – в стадии отладки.

В целом ДМЗИ была задумана как инструмент поддержки процесса принятия управленческих решений в эксплуатационной работе сети РЖД на основе прогнозирования занятости элементов инфраструктуры на период планирования до 45 сут. При этом в систему должны поступать все сведения об операциях перевозочного процесса (с поездами, вагонами и отправками), вагонных парках, ранее согласованных заявках на перевозку и данные о текущем состоянии объектов инфраструктуры (в том числе с учетом пропускных и перерабатывающих способностей путей общего и необщего пользования, включая ремонтные окна в рамках годового и месячного планирования). Однако на нынешнем этапе интеграцию данных нельзя назвать всеобъемлющей, из-за чего у клиентов возникают сложности с отправкой грузов.

Подмога для экспортеров

О том, как развивается информационное взаимодействие с таможней в нынешних условиях, рассказал начальник службы организации таможенного контроля ЦЭТ Сергей Бирюков. По его словам, с ОАО «РЖД» действует совместная рабочая группа. На первом этапе стояла задача автоматизации отметок о вывозе товара экспортерами для дальнейшего взаимодействия с налоговой инспекцией. Сейчас эта цель выполнена.

На таможне активно используют АС ЭТРАН. На эту тему можно привести такой пример: после конфликта на Украине собственникам пришлось в экстренном порядке массово возвращать железнодорожные вагоны с сопредельных территорий. Требовалось ускоренное оформление документов. Тут и помогло подключение к АС ЭТРАН – для получения данных о выполненных операциях с вагонами при репарации.

На втором этапе рассматривается вопрос об автоматическом перенесении таможенных операций по контролю с пограничной станции на этап отправления. Это должно происходить в рамках взаимодействия в цифровом формате с экспортерами. Функция должна быть реализована в 2023 году. Это сократит простои вагонов на путях пограничных станций, поскольку операции будут выполнены на станции отправления. Оттуда в электронном виде документы поступят на пограничную станцию. До конца года весь объем корреспонденции таможни с внешними организациями планируется перевести в электронный формат.

Цифровые двойники

Перспективным направлением развития в транспортных компаниях считается применение технологии цифровых двойников – копий предприятия в виртуальной среде, – которая с высокой точностью воспроизводит процессы и операции на предприятии и позволяет решать широкий спектр бизнес-задач, в частности эффективнее планировать и прогнозировать работу, отметил руководитель направления цифровых двойников UMNO.digital Александр Никитин. Технология позволяет не только получить актуальную информацию об объекте, но и оптимизировать затраты на его содержание и определить оптимальные параметры инвестпроектов, направленных на его развитие.

Например, цифровой двойник на одном из вагоноремонтных предприятий помог существенно улучшить работу цеха ремонта колесных пар. С помощью двойника можно было оценить эффект различных изменений – от перестановки станков, замены оборудования на более производительное и до оптимизации численности персонала.

Иными словами, на выходе проекта был получен оптимальный вариант реконструкции цеха и точная оценка экономической целесообразности преобразований. Можно решать и другие, не менее сложные задачи.

Цитата

Почему клиенту нужен личный кабинет?

«В декабре 2022 года стартовало исследование с целью оценить популярность личных кабинетов (ЛК) клиента в транспортной отрасли и их эффективность. На первом этапе проанализированы цифровые сервисы 46 компаний – перевозчиков, операторов и экспедиторов. Среди них – «Волжское пароходство», «Русагротранс», «ТрансСинергия», «СТС Логистикс», «40 футов», ТЛЦ, «Финтранс». Судя по полученным данным, рынок с февраля 2022 года смешивается: больше компаний уходят от работы с одной услугой к закрытию нескольких потребностей клиента.
7.jpg
48% респондентов не имеют ЛК или отложили его разработку на неопределенное время. Еще 20% респондентов сообщили, что еще не готовы к цифровизации клиентского сервиса. Причины называются разные: например, потому что клиенты не заинтересованы, компания небольшая, не хочется ломать привычный алгоритм работы, нет внутренних систем для вывода клиентам информации по пере­возкам и тарифам. 7% поставили развитие цифрового клиентского сервиса на временную паузу. 28% взялись за его разработку (на эти цели выделены бюджеты). 17% респондентов используют ЛК. Средний срок функционирования сервиса – от 1 года до 5 лет, 50% компаний с личным кабинетом обновили его хотя бы единожды с момента внедрения.
Топ функций, включенных в ЛК, таков: расчет тарифа, подача заявки на перевозку, трекинг дислокации груза, документы. Более 50% респондентов отметили эти опции как приоритетные. Практически подтвердились наши гипотезы относительно функций must have для ЛК, кроме чата с менеджером, особенно в мобильном формате.
Мобильное приложение или личный кабинет с адаптированными под телефон интерфейсами востребованы клиентами в основном для информирования (узнать текущее состояние перевозки, просмотреть документы). Чаще компании адаптируют ЛК под заходы с гаджетов, а не разрабатывают для этого спе­циальное приложение (75% из всех работающих ЛК).
Отдельно хочу упомянуть функцию API для прямой передачи данных (минуя личный кабинет): она актуальна для клиентов с большим объемом перевозок.
Идеи для развития ЛК компании черпают из запросов клиентов, смотрят, что есть у конкурентов. Однако нередко задачи формулирует руководство компании исходя из практики работы на рынке. Среди наиболее успешных решений ЛК выделяют кабинеты от FESCO и «ТрансКонтейнера».
86% компаний с действующим ЛК или на стадии разработки привле­кают внешнюю ИТ-команду. При этом заказчики также подключают
и ресурсы собственного персонала – из коммерческих и логистических подразделений, отделов клиентского сервиса.
Для оценки эффективности внедрения компании чаще всего используют такие критерии, как количество заявок через личный кабинет, увеличение скорости документооборота. Задача увеличения прибыли путем роста количества заявок через ЛК не носит первостепенный характер. Но, по словам некоторых респондентов, цель достигается за счет разгрузки менеджеров: они обрабатывают больше заявок. Окупаемость в среднем рассчитывается на 2–3 года. А некоторые респонденты отмечают, что сейчас вопрос финансовой отдачи личного кабинета отходит на второй план: наличие ЛК рассматривается прежде всего как репутационная составляющая, повышение сервиса для текущих клиентов и конкурентное преимущество. Отсюда и небольшой процент компаний, которые втянулись в проект, но поставили разработки на паузу.
Подводя промежуточный итог, отмечу, что новые реалии рынка не вытеснили потребность и желание транспортных компаний идти по пути цифрового развития. Первичный запрос для личного кабинета – закрыть ежедневные задачи клиентов. При этом общение по почте, в мессенджерах остается. Ни компании, ни клиенты не готовы ультимативно перенести всю работу в онлайн.
Получается, что для развития цифровой среды сегодня недостаточно оперировать внутренними данными компании. Требуется информация по всем перевозкам, включая трансграничные перемещения. Агрегированная информация для всех участников логистической цепочки приобретает повышенную ценность».
Павел Мелдажис,
руководитель департамента разработки сервисов ТЭО «Ареал»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.

Назад к списку статей журнала



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions