28 марта президенту ЗАО «ЖДЭ-2000» Михаилу Лихачеву исполняется 75 лет. Большая часть жизни Михаила Петровича неразрывно связана с Приволжской железной дорогой, куда он пришел в 1968 году 20-летним юношей и где прошел путь от помощника составителя поездов до начальника магистрали. Он возглавлял дорогу в самые тяжелые годы перестройки и сделал ее одной из лучших
в России.
Интересно, что за всю почти 150-летнюю историю Рязано-Уральской, а затем Приволжской железной дороги Михаил Петрович Лихачев – единственный ее руководитель, родившийся на Саратовской земле (в селе Нестеровка Аткарского района Саратовской области).
Уже в 1979 году Михаил Петрович был начальником крупной сортировочной станции Анисовка и параллельно учился во Всесоюзном институте инженеров железнодорожного транспорта. Это было непростое время для железной дороги. Объемы грузов росли, подвижного состава не хватало. Станции не справлялись с растущим вагонопотоком. Молодой начальник внес тогда ощутимый вклад в развитие пропускной способности Анисовки, технически перевооружая станцию: было увеличено количество путей в парке приема, сортировочном и приемо-отправочном парках, созданы локомотивное и вагонное депо.
В начале 1990-х гг. Михаил Петрович Лихачев занял пост начальника Саратовского отделения Приволжской магистрали. В этот еще более сложный для всей страны период из-за спада производства резко упали объемы перевозок, снизились доходы дороги. И он делал все возможное, чтобы сохранить хозяйство и кадровый потенциал дороги, – вел кропотливую работу с руководителями промышленных предприятий и администраций городов и районов по изысканию грузов и увеличению доходов.
Но главных профессиональных успехов Михаил Петрович Лихачев достиг в период с 1997 по 2002 год, когда возглавлял Приволжскую дорогу и входил в состав правительства Саратовской области. Он развернул работы по электрификации главного грузового и пассажирского направления, что позволило дороге сохранить мощные транзитный грузовой и пассажирский потоки. Чтобы ускорить оборот вагонов и содержать пути в образцовом состоянии, путейцев необходимо было бесперебойно снабжать материалами верхнего строения пути. Для этого было приобретено и реконструировано три завода – под выпуск железобетонных шпал, под рельсосварку, сборку путевых решеток и производство щебня. Сегодня все эти предприятия востребованы не только Приволжской магистралью, но и путейцами всей сети РЖД. Если в 1997 году магистраль ежегодно отправляла 68,5 тыс. т грузов в сутки, то в 2002-м – уже более 108 тыс. т.
Личным достижением Михаила Петровича в этот период стала защита диссертации и присвоение ему степени кандидата технических наук.
За несколько лет Лихачев вывел Приволжскую магистраль в число передовых. Труд коллектива дороги был неоднократно оценен МПС и ЦК отраслевого профсоюза. По итогам отраслевого соревнования в 1998 году дороге было присвоено первое место.
За добросовестный труд и большой вклад в развитие железнодорожного транспорта России Михаил Петрович Лихачев отмечен многими наградами. Среди них – орден Дружбы, орден «Знак Почета», памятный знак «Почетный железнодорожник», знак губернатора Саратовской области «За милосердие и благотворительность».
Коллеги рассказывают, что, получив очередное повышение по службе, он вел себя так, словно собирался остаться на новом месте навсегда: затевал масштабные реформы, строил грандиозные планы на будущее. Работоспособность Михаила Петровича, его преданность делу, искренний интерес к нуждам людей всегда помогали ему зажечь и вдохновить коллектив.
Решая сложные задачи, начальник дороги никогда не забывал о самих железнодорожниках. И позже, где бы ни работал Лихачев, он всегда уделял особое внимание социальной сфере.
При его непосредственном участии была проведена газификация частных домов, параллельно с этим строилось и вводилось в строй около 23,5 тыс. кв. м в год жилья для работников Приволжской железной дороги и их семей. Большим событием стало открытие в 2001 году нового терапевтического корпуса на территории Дорожной клинической больницы и Лечебно-оздоровительного комплекса (ЛОКа), где сегодня проходят лечение и улучшают здоровье железнодорожники и жители Саратова.
В подшефном совхозе «Нестеровский» построен детский сад «Солнышко», два одноквартирных дома, введены в эксплуатацию механические мастерские. За Лихачевым прочно закрепился имидж железнодорожника-строителя.
В 2003 году Михаилу Петровичу доверили пост уполномоченного представителя ОАО «РЖД» в Чешской Республике с целью установления экономических связей в области железнодорожных перевозок между Чехией и Россией. И он, как всегда, был на высоте. Но уже через несколько лет вернулся на родную дорогу в качестве начальника службы специальных перевозок.
Сегодня Михаил Петрович Лихачев – президент ЗАО «ЖДЭ-2000», предоставляющего экспедиторские и операторские железнодорожные услуги на всей территории Российской Федерации, а также в странах СНГ, Балтии и КНР. Он, как и прежде, энергичен, полон сил и стремится делать все не просто хорошо, а лучше всех.
Крепкий тыл юбиляра – его семья. Всю жизнь, буквально со школьной скамьи, рядом с Михаилом Петровичем – его замечательная жена Нина Николаевна, создающая неповторимую атмосферу уюта, душевного тепла и благополучия для всей семьи. В прошлом году супруги отпраздновали 55-ю годовщину свадьбы.
Сейчас уже дети Михаила Петровича Андрей и Ольга продолжают железнодорожную династию Лихачевых. А старшая внучка юбиляра Алена Лихачева плодотворно трудится под началом деда, перенимая опыт и мудрость, накопленные им за долгую трудовую жизнь. Всего в семье – четверо внуков и уже четверо правнуков.
Михаил Петрович Лихачев – из тех людей, которые никогда не пожалеют о прошедших годах, потому что каждый из них был прожит с полной отдачей делу и людям.
Поздравляем Вас с юбилеем!
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.