+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
РЖД-Партнер

В погоне за углем

В погоне за углем
В связи с ростом цен на газ на мировом рынке увеличивается и стоимость угля, как следствие – растут объемы его экспорта из России. Все это ведет не только к дефициту вагонов на определенных направлениях, но и к сбоям в ритмичности погрузки угля в адрес ТЭЦ. Сами РЖД в этой ситуации видят определенные риски в снабжении углем некоторых предприятий теплоэнергетики, а операторы заверяют, что подают парк исправно и в срок.

Взлетающий экспорт

Сегодня около 80% угля, добываемого в России, – это энергетический уголь, используемый для получения тепловой и электрической энергии. Остальное – коксующийся уголь для металлургической отрасли. Ключевые центры добычи располагаются вдоль основных магистралей поставок угля в восточном направлении – Транссиба и БАМа.

Каменный уголь сегодня занимает треть от всех грузов, перевозимых по сети российских железных дорог. По данным Центрального диспетчерского управления ТЭК (ЦДУ ТЭК), добыча угля в РФ в январе – октябре этого года выросла на 9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (до 359,572 млн т), в октябре – на 9,9% (до 39,8 млн т).

На сегодня более 90% всей погрузки угля сконцентрировано на территории, обслуживаемой четырьмя железными дорогами: Западно-Сибирской (65% всей сетевой погрузки угля), Красноярской (14%), Восточно-Сибирской (около 8%) и Дальневосточной (менее 5%). В России основными потребителями угля на внут­реннем рынке являются электростанции и коксохимические заводы. Крупнейшие производители – АО «СУЭК», АО «УК «Кузбассразрезуголь», АО «ХК «СДС-Уголь», ООО «ЕвразХолдинг», ОАО «Мечел-Майнинг».

За январь – октябрь текущего года по сети было перевезено 309,3 млн т каменного угля – на 7% больше, чем в январе – октябре 2020-го. Но с экономической точки зрения роль угля в доходах ОАО «РЖД» более скромная.

Еще в августе на европейском спотовом рынке начался рост цен на газ.

В начале октября стоимость газа в Европе почти достигала рекордных $2 тыс. за тысячу кубометров. Подъем цен на природный газ способствовал росту спроса на более дешевое топливо. Вследствие чего цены на уголь в Европе взлетели до максимума почти за весь последний год.

Министр энергетики Николай Шульгинов заявил, что поставки угля из России в Европу и страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) увеличились с начала года на 12% по сравнению с прошлым годом. Экспорт российского угля в октябре вырос на 3,2%, до 18,596 млн т. Поставки российского угля на внутренний рынок, в том числе для собственных нужд компаний, увеличились в октябре на 2,7%, до 15,48 млн т. Но при этом для обеспечения электростанций было поставлено 5,925 млн т, что на 9,3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

ТЭЦ как пострадавшая сторона

Тепловые электростанции остаются в настоящее время основным поставщиком электроэнергии для единой энергосистемы страны. В целом за 9 месяцев тепловые электростанции выработали 512 млрд кВт·ч с ростом в 8,1%. Также на 4,6% вырос объем генерации на АЭС (за январь – сентябрь – до 161 млрд кВт·ч) и на 2,5% – на гидроэлектростанциях (до 165 млрд кВт·ч).

По прогнозу Минэнерго, доля угольной генерации в энергетическом балансе России к 2050 году сократится примерно до 4,5%. При этом энергопотребление к данному времени в стране увеличится до 1,5 трлн кВт·ч ежегодно.

Начало текущего осенне-зимнего периода в этом году проходит на фоне восстановления экономики, роста электропотребления, увеличения нагрузок на оборудование. Минэнерго прогнозирует на осенне-зимний период рост потребления более чем на 3% и рост максимального потребления на 3 ГВт.

По данным Минэнерго России, процедура накопления и формирования этих запасов стандартизована. В этом году накоплено около 16,5 млн т угля (200%). Но на сети РЖД сложилась следующая проблема: все грузоотправители хотят везти уголь на запад на фоне роста цен, что приводит не только к коллапсу на Северо-Западном полигоне сети, но и к переориентированию клиентов с внутреннего рынка на внешний. Как следствие – снижаются поставки на российские ТЭЦ. В этих обстоятельствах в кулуарах все чаще слышится обеспокоенность руководства монополии и, в частности, ЦФТО недогрузом в адрес теплоэлектростанций.

Так, представитель Первой грузовой компании (ПАО «ПГК») говорит о ряде сложностей, связанных в настоящее время с внутренней перевозкой угля на ТЭЦ. Во-первых, инфраструктурные ограничения и локальный дефицит полувагонов влияют на ритмичность погрузки угля в адрес ТЭЦ. Во-вторых, для бесперебойных поставок угля грузополучателям необходимо синхронизировать график завоза с производителями продукции. Сейчас этого нет, поэтому сроки доставки топлива могут растягиваться.

В-третьих, существующее количество выгрузочных площадок и локомотивов, обслуживающих подъездные пути ТЭЦ, недостаточно для тех объемов угля, которые нужны предприятиям. В результате вагоны вынуждены простаивать в ожидании выгрузки. «Необходимость наращивания отгрузки угля в адрес ТЭЦ напрямую зависит от наличия остатков на складах», – резюмирует собеседник.

Переориентация требует корректировки

Важно отметить: вопрос, куда именно везти уголь, на экспорт или на внутренний рынок, сегодня является прерогативой грузоотправителей. Операторы исправно подают вагоны, но клиенты, учитывая сегодняшний уровень экспортных цен, грузят их на экспорт.

Как пояснили в СОЖТ, в части внут­ренних перевозок угля на ТЭЦ есть некоторые проблемы с обеспечением таких перевозок парком вагонов. Но это зависит не столько от операторов, сколько от грузоотправителей – угольных компаний. «Это стоит на контроле в ЦФТО, собираются практически еженедельные совещания, так как в соответствии с поручениями необходимо обес­печить углем внутренний рынок как для подготовки к отопительному сезону, так и для работы электростанций», – отмечают в СОЖТ.

Такая переориентация грузопотоков требует от компании дополнительной концентрации ресурсов. По словам главы ОАО «РЖД» Олега Белозерова, корректировка поставок угля для РЖД даже на 1% потребует задействовать дополнительно не менее 50 локомотивов, а также порядка 1 тыс. человек по всей транспортной цепочке. «В связи с этим для наиболее эффективного использования ресурсов и определения планов развития между РЖД и крупнейшими грузо­отправителями необходимо установление взаимных обязательств по вывозу продукции», – отмечают в компании.

В конце лета РЖД сообщали, что прикладывают максимум усилий для обеспечения вывоза всего объема произведенной российскими шахтерами продукции. Перевозки угля из Кемеровской области растут опережающими темпами.

Заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник ЦФТО Алексей Шило отмечал, что вопрос транспортного обеспечения вывоза угольной продукции – стратегический для Кузбасса. Доля отгрузки каменного угля по сети железных дорог в регионе составляет почти 61%, регион обеспечивает свыше 67% от общероссийского экспорта данного вида продукции. По итогам полугодия РЖД обеспечили выполнение целевых показателей на 100%.

«Компания совершенствует технологии перевозочного процесса для максимального вывоза продукции грузоотправителей. Развивается тяжеловесное движение. По итогам I полугодия количество поездов массой более 7,1 тыс. т в восточном направлении увеличилось на 56%, до 1034. Активно обновляется локомотивный парк. За I полугодие поставлено 269 локомотивов для Западно-Сибир­ской железной дороги и дорог Восточного полигона», – отмечали в РЖД.

По прогнозу Минэнерго, рост электропотребления в СЗФО в осенне-зимний период составит 2,7%. Но в условиях активизировавшегося экспорта РЖД видят риски в снабжении углем предприятий жилищно-коммунального хозяйства и теплоэнергетики Сибири и Дальнего Востока. В частности, на Красноярской железной дороге добывающие компании в приоритетном порядке стараются увеличить его отгрузку на экспорт, максимально привлекая для этого дополнительный подвижной состав. В такой ситуации под угрозой находится процесс формирования нормативных запасов топлива на складах ТЭК.

Начальник Красноярской магистрали Алексей Туманин уже призвал угледобывающие предприятия и собственников подвижного состава к изменению подходов к логистике в целях приоритетного обеспечения текущего отопительного сезона в Сибири и на Дальнем Востоке необходимым парком полувагонов. «Нам нужно объединить усилия для выполнения планов по созданию нормативного запаса твердого топлива, чтобы обеспечить безаварийное прохождение отопительного сезона в регионах с суровыми климатическими условиями», – подчерк­нул А. Туманин.

РЖД, со своей стороны, сообщили, что принимают «комплексные логистические и технологические меры для бесперебойного вывоза заявленных объемов угольной продукции». В частности, увеличено количество локомотивов для улучшения продвижения груженых и порожних составов в регионе. Так, на крупнейшей углепогрузочной станции Черногорские Копи в Хакасии началось формирование тяжеловесных грузовых поездов весом 7,1 тыс. т (ранее – 6,3 тыс. т).

Будущее – за технологией

Сегодня конкуренция угледобывающих компаний за провозную и пропускную способность инфраструктуры растет. Но инфраструктура не справляется с тем возрастающим потоком угля и других грузов, которые идут на восток. По мнению некоторых участников рынка, предлагаемые сегодня тарифные решения вряд ли могут повлиять на решение проблем с развитием инфраструктуры, так как в итоге их принятие влияет на стоимость продукции, идущей на внешние рынки. Поэтому ключевым фактором здесь выступает именно технология. В вопросе перевозки большего объема груза на восток приоритетным и ключевым должно быть внимание к технологиям и технологическому совершенствованию перевозочного процесса, отмечают представители крупнейших компаний рынка угольных перевозок.

Потребность в угле особенно возрастает осенью и зимой, в это время объем перевозок увеличивается в 2–3 раза. И новые технологии в этом процессе играют ключевую роль.

Один из ярких примеров взаимодействия при перевозке угля в адрес ТЭЦ – заключенный договор между НТК и КрасЖД об отправках угля со ст. За­озерная до ст. Злобино. Речь идет о перевозках топлива с Бородинского разреза, который принадлежит СУЭК, в адрес ТЭЦ-1 – самой мощной электростанции Красноярска. Новая, более эффективная технология перевозки особенно актуальна в зимнее время, поскольку от ее надежности зависит обеспечение населения и промышленности не только электричеством, но и теплом.

Согласно договору, перевозка угля будет осуществляться кольцевыми маршрутами. Вагоны будут быстро выгружаться и возвращаться порожними на станцию погрузки в строго определенные сроки. Тем самым сократится оборот подвижного состава (что для железнодорожников означает дополнительную выручку), увеличится пропускная способность инфраструктуры и сократятся непроизводительне простои.

Ранее на маршруте Заозерная – Злобино использовалось более 160 обычных вагонов, а теперь, чтобы перевезти тот же объем угля, привлекается около 60 инновационных, с большей грузоподъемностью. Эти вагоны пойдут одним маршрутом, а обработать его на станции выгрузки можно будет довольно быстро, за два захода, так как фронт выгрузки рассчитан на 30–31 вагон. Таким образом, в месяц во время дефицита парка перевозчик экономит как минимум 150 вагонов.

«Договор с Красноярской железной дорогой – хороший пример взаимовыгодного сотрудничества компаний, в результате которого выигрывает конечный потребитель – жители региона, – подчеркивает заместитель генерального директора по производству и технологии АО «НТК» Андрей Черников. – Для бесперебойного обеспечения населения теплом и электроэнергией (что является основной задачей для руководства и всех экономических структур региона) необходима такая экономичная, надежная и четко отлаженная система доставки топлива».

Встроиться в авральный график

В сегодняшних реалиях передовые технологии перевозки угля диктуются в том числе и трендами угольного экспорта в Китай – перевозка контейнерными поездами в контейнерах Open Top.

Правда, основатель Inspark, эксперт по интернету вещей Олег Крупенко считает маловероятным, что в ближайшей перспективе это распространится и на внутренние перевозки угля на российские ТЭЦ. Здесь сохранится традиционный способ перевозки полувагонами и по остаточному принципу. «По нашему мнению, применение новых современных технологий перевозки угля на генерирующие и тепловые станции страны ограничено низким приоритетом данного вида перевозок в силу невысокой маржинальности для ОАО «РЖД», а также обусловлено низким КПД ТЭЦ, использующих уголь. Подтверждением этого может косвенно служить то, что более трети отказов в перевозке приходится на уголь для внутреннего потребления с мотивировкой «инфраструктурные ограничения», – говорит он.

Пока же, по данным отдела отгрузки и переработки угля министерства угольной промышленности Кузбасса, поставка угля на генерирующие и тепловые станции Кузбасса снизилась на 11%. При этом, по данным департамента электроэнергетики администрации правительства Кузбасса на 25 октября, запас топлива на складах генерирующих и тепловых станций Кузбасса сформирован в количестве 1424 тыс. т
(при нормальном запасе 726 тыс. т), что составляет 196% от нормативного.

Покупать уголь по международной стоимости у ТЭЦ возможности нет, так как из-за этого придется увеличить тарифы для конечных потребителей. Некоторые эксперты считают, что эта проблема должна разрешиться к концу 2021 года, так как вопрос об удержании тарифов находится на контроле правительства.

При этом в некоторых регионах России предприятия ЖКХ и теплоэнергетики лоббируют наращивание поставок угля. Уголь необходим для обеспечения безаварийного завершения отопительного сезона в субъектах РФ с непростыми климатическими условиями. Из-за роста цен угольные компании отдают предпочтение экспортным поставкам, однако доля угля для нужд теплоэнергетики и ЖКХ на железной дороге региона по-прежнему составляет 60% всех перевозимых грузов.

В то же время другие эксперты указывают на то, что подобные проблемы возникают каждый год, и каждый год их приходится решать в режиме ручного управления.

В этом году дополнительные сложности создает высокий спрос на полувагоны, поэтому доставить топливо в авральном порядке вряд ли получится, ведь без каких-то особых административных мер встроиться в текущий график перевозок будет непросто.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.

Назад к списку статей журнала



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions