+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
РЖД-Партнер

Новым пассажирам – новый вагон

Новым пассажирам – новый вагон
Средний возраст пассажирских вагонов дальнего следования в России – около 17 лет, а износ парка – 55%. Перевозчик, АО «ФПК», и крупнейший производитель подвижного состава в России, АО «Трансмашхолдинг» (ТМХ), с учетом объемов субсидирования планомерно стремятся улучшить эти показатели для повышения комфорта перевозок. При этом пассажиры с каждым годом становятся все более требовательными к качеству предоставляемых услуг.

Пока все обновим – состаримся

Среди подразделений ОАО «РЖД» пассажирскими перевозками в поездах дальнего следования занимаются ДОСС (Дирекция скоростного сообщения) и АО «ФПК». Под крылом ДОСС «летают» только высокоскоростные поезда («Сапсан», «Ласточка» и др.). АО «ФПК» же достался основной массив работы: несмотря на продолжающееся развитие частных перевозчиков (АО «ТКС», ЗАО «ТК «Гранд Сервис Экспресс», ООО «Тверской экспресс»), доля этой компании в объе­ме перевозок дальнего следования во внутригосударственном сообщении все еще превышает 90%.

Парк АО «ФПК», в котором числится более 16 тыс. вагонов, разнороден как по давности выпуска, так и по качеству исполнения. Причем обозначенные показатели возраста и износа для наиболее популярных купейных вагонов выше средне­парковых: средний возраст достигает отметки 18 лет, а износ составляет 63%.

В АО «ФПК» сделали все возможное, чтобы, несмотря на коронавирусные сложности и существенное падение пассажиропотока в 2020 году, парк поездов дальнего следования продолжал пополняться. К концу 2021-го планируется приобрести у ОАО «ТВЗ» 477 новых пассажирских вагонов.

Это 346 одноэтажных купейных и плацкартных вагонов, выполненных в виде двухвагонных сцепов, и 131 двух­этажный купейный вагон. 68 двухэтажных вагонов также будут выполнены в виде двухвагонных сцепов на пневмо­подвеске. Эти вагоны поступят в ФПК в рамках долгосрочного контракта с Тверским вагоностроительным заводом (ТВЗ, входит в состав «Трансмашхолдинга»). В 2019–2020 гг. перевозчик уже получил от ТВЗ 1215 вагонов.

В АО «ФПК» планируют до 2025 года только за счет приобретения новых вагонов обновить более трети парка. Уже упомянутый крупнейший контракт предполагает в период с 2019 по 2025 год поставку 3,7 тыс. вагонов. Обновление подвижного состава (или его модернизация) вовсе не потеряло своей актуальности, отметил председатель МОО «Союз пассажиров» Кирилл Янков. «Хотя пробеги вагонов из-за пандемии немного сократились, сроки списания вагонов до сих пор измеряются в годах (а не километрах пробега), а значит, старые вагоны все равно придется списывать в установленные для них сроки. Поскольку пандемия рано или поздно закончится, пассажиропоток быстро восстановится и общая потребность в вагонах не уменьшится», – добавил он.

Тем более что часть пассажиров все еще не считает вагоны достаточно комфортными, при этом запрос на развитие клиентских сервисов только увеличивается. Хотя в 2020 году доля вагонов, оборудованных кондиционерами, увеличилась на 4,5%, а экологически чистыми туалетными комплексами (ЭЧТК позволяют, к примеру, посетить уборную во время стоянки) – на 6,8% от приписного парка, до сих пор, согласно отчету компании, кондиционеров нет в 15% парка, а ЭЧТК – в 24% вагонов. Кстати, розеток, без которых в современных реалиях невозможно представить комфортное путешествие, также все еще нет в 17% вагонов. Поэтому для пассажиров действительно важно, чтобы на сеть выходил новый, адаптированный под требования современного клиента подвижной состав.

Любопытным пассажирам

Впрочем, в последние годы многие идеи приобрели достойное воплощение. На сети уже массово эксплуатируются когда-то удивлявшие двухэтажные вагоны, которые позволяют перевезти большее количество пассажиров на маршрутах с высоким пассажиропотоком, в том числе на южных курортных направлениях. Активно используются составы Talgo, чья максимальная скорость в эксп­луатации составляет 200 км/ч. В поездах формирования Дальневосточного, Забайкальского, Приволжского, Московского, Горьковского и Северо-Западного филиалов ходят вагоны модели 2019 (всего на сети их 604 ед.) – те самые, оборудованные душем, вендинговыми аппаратами, пурифайерами.

И все же пассажирам куда интереснее следить за новинками, которые ежегодно демонстрируются широкой публике. В числе уже принятых к реализации проек­тов стоит отметить три концепции некупейного вагона: модульный, вагон с продольным расположением спальных мест (капсульный) и по типу «елочка». Наиболее известный публике, модульный плацкартный вагон был первым шагом к созданию персонального пространства для каждого пассажира.

Идея представленной концепции заключается в сочетании привычного для плацкарта расположения мест и атмосферы купе, в котором создано индивидуальное пространство для каждого. В одном вагоне могут быть сохранены места с традиционной компоновкой, удобные для семейных путешествий, больших компаний или пожилых пассажиров, и места, рассчитанные на уединенное путешествие.

Эти вагоны спроектированы в габарите Т, применяемом для электропоездов, – такие вагоны на 28 см шире и на 73 см длиннее традиционного вагона дальнего следования. Больший габарит позволяет добавить в вагон дополнительный пассажирский отсек, немного увеличить длину мест для лежания и выделить душ в отдельное помещение.

Преемником и вторым вариантом возможного исполнения некупейного вагона был представленный в 2021 году концепт капсульного вагона. В нем вместо привычного расположения мест будет 56 индивидуальных мест-капсул, которые по задумке дизайнеров расположены вдоль вагона. Второй проект некупейного вагона предполагает, что полки располагаются не перпендикулярно, а по направлению движения поезда. Глава ОАО «РЖД» Олег Белозеров в рамках выставки «Транспортная неделя – 2020» презентовал его председателю правительства РФ Михаилу Мишустину.

Название третьей концепции – «елочка». Это значит, что в вагоне два ряда спальных мест будут расположены с каждой стороны по диагонали. Благодаря этому решению длина полок увеличится на 10–15 см. Ожидается, что макет такого вагона будет презентован в ноябре во время следующей Транспортной недели.

Еще одно направление разработок – двухэтажные вагоны в рамках проекта «Вагон-2020». Этот проект совмещает в себе уже знакомые особенности: двухвагонный сцеп, габарит Тпр с верхним очертанием Тб (что увеличило расстояние от полки до потолка на верхних местах второго этажа вагона, так как на невозможность удобно разместиться на таких местах особенно жаловались пассажиры первых двухэтажных поездов), тележку с системой пневматического подвешивания кузова, систему диагнос­тики предотказного состояния. Новые вагоны уже активно используются в туристи­ческих перевозках. Они свозили пассажиров в тур на Байкал, а теперь курсируют по туристическому маршруту в Карелию и Выборг.

Как уточнили в АО «ФПК», дальнейшее направление разработок – создание вагонов партии-2023. В рамках этого проекта запланирована разработка одноэтажных вагонов локомотивной тяги в габарите Т. Первым этапом этих работ является разработка модульного некупейного вагона, варианты исполнения которого описаны выше. Итоговый вариант будет выбран пассажирами и заказчиком с учетом анализа всех трех представленных концепций.

Кроме закупки нового подвижного состава, АО «ФПК» и ОАО «РЖД» разрабатывают и создают новые модели вагонов для туристических поездов. Туристам зачастую требуется даже больший комфорт, чем обычным пассажирам, ведь они смотрят на вагон не как на средство передвижения, а как на своеобразный отель на колесах. Чтобы повысить уровень удовлетворенности пассажиров, совсем недавно парк пополнили двумя вагонами-душами и двумя вагонами-залами. В проработке – конструкторская документация для вагона с панорамным видом, который планируется использовать в туристических перевозках в летний период.

К. Янков отметил, что вагоны в последние годы выпускают все лучше и лучше. Однако представитель пассажиров подчеркнул, что, решив проблему индивидуализации пространства, пора переходить и к другим потребностям пассажиров.

К примеру, выпуску низкопольных вагонов, из которых удобнее было бы выходить на низкие платформы (а таких на сети большинство). «Наряду с обновлением подвижного состава необходимо создавать новый единый стандарт качест­ва обслуживания пассажиров», – подвел итог председатель Союза пассажиров.

Похоже, у производителей есть все ресурсы, чтобы прислушаться к пожеланиям пассажиров. Согласно докладу Росстата о социально-экономическом положении страны, по итогам I полугодия 2021-го объемы производства пассажирских вагонов все еще держатся на уровне доковидного 2019 года. Это свидетельствует об устойчивости отрасли даже в условиях высокой волатильности рынка.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.

Назад к списку статей журнала



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions