Контрейлерные перевозки являются ярким примером удачного симбиоза железнодорожных и автомобильных перевозок, новым этапом развития мультимодальной логистики в России. О том, какие преимущества дает этот тип перевозки, мы поговорили с генеральным директором ООО «ВТГ» Ольгой Якимовой и генеральным директором АО «ПФКО Экспресс» Марией Суриной.
Ольга Якимова
генеральный директор ООО «ВТГ»
– Ольга Андреевна, в конце прошлого года ООО «ВТГ» анонсировало пополнение парка контрейлерными платформами. Благодаря чему было принято такое решение?
– В I квартале 2021 года российское подразделение группы VTG AG приобрело первую партию из 50 новых вагонов-платформ модели 13-6987. К маю состоялся ввод данных контрейлерных платформ в эксплуатацию совместно с нашими партнерами – компанией АО «ПФКО Экспресс».
Мы синхронизируем развитие группы VTG AG с растущими отраслями, проводим оптимизацию парка с учетом тенденций рынка, участвуем в разработке инновационных продуктов и адаптируем под клиентов передовые решения железнодорожного рынка. Инвестиции в контрейлерные платформы являются воплощением нашей стратегии роста и хорошим примером продвижения устойчивой логистики.
– Какие у ВТГ ожидания от развития контрейлерных перевозок на российском рынке?
– На колее 1520 контрейлерные перевозки пока остаются экзотичной логистической технологией и фактически недоступны широкому кругу потенциальных клиентов. Несмотря на это мы уверены, что технология в среднесрочной перспективе будет востребована в России, особенно на мультимодальных маршрутах.
Безусловно, перспектива роста связана с развитием соответствующей железнодорожной, таможенной, складской и терминальной инфраструктуры в ключевых транспортных узлах. Кроме того, крайне важным фактором является формирование клиентоориентированной тарифной политики со стороны ОАО «РЖД» и поддержка со стороны государства.
– В чем преимущества контрейлерных перевозок?
– В отличие от автомобильных, они характеризуются менее выраженной зависимостью от погодных, дорожных условий, а также от человеческого фактора (в частности, требований законодательства в отношении времени нахождения водителя за рулем), что стало особенно актуально в условиях ограничений, связанных с пандемией.
Важно также отметить уменьшение нагрузки на дороги и технику, снижение аварийности и уровня смертности на дорогах, а еще зеленый характер контрейлерных перевозок. Каждый километр, который полуприцепы проезжают по железной дороге, а не по автодороге, значительно снижает нагрузку на окружающую среду.
Развитие контрейлерных перевозок выгодно всем участникам рынка, так как ведет к повышению конкурентоспособности перевозок грузов железнодорожным транспортом, привлечению на него высокодоходных грузопотоков, получению дополнительных доходов за счет расширения масштабов перевозочной деятельности ОАО «РЖД» и оптимизации загрузки инфраструктуры.
– Каким опытом в сфере организации контрейлерных перевозок уже обладает VTG AG в Европе?
– В начале 2021 года VTG AG в сотрудничестве с Vega International разработала и запустила в эксплуатацию новую технологию транспортных и погрузочно-разгрузочных работ под названием roadrailLink (r2L), позволяющую с помощью крана производить погрузку и разгрузку полуприцепов, которые до этого невозможно было поднимать краном. Она может быть использована для европейских вагонов-платформ типа T3000 и Twin и интегрирована в любой существующий терминал, вагон и флот. Мы ожидаем большого роста спроса на контрейлерные перевозки в ближайшие 5 лет – до 6 тыс. вагонов-платформ типа T3000 и Twin.
Мария Сурина
генеральный директор АО «ПФКО Экспресс»
– Мария Игоревна, расскажите, пожалуйста, об опыте сотрудничества с ООО «ВТГ». Какой совместный проект вам удалось реализовать?
– Компания «ВТГ» предоставляет нам в операционный лизинг контрейлерные платформы модели 13-6987. Мы сами разработчики этой модели, а ВТГ выступила в роли нашего финансового партнера: они приобрели платформы и сдали нам в аренду. В свое время они нас поддержали, поверили в эту историю. И теперь это единственная компания, которая занимается операционным лизингом контрейлерных платформ.
– А какие задачи вам позволяют решить контрейлерные перевозки?
– Мы перевозим на контрейлерных платформах грузовые полуприцепы. И хотя это новое направление для рынка железнодорожных грузоперевозок, мы уже видим положительные эффекты. Контрейлерные перевозки – это и привлечение нового грузопотока (например, сборных и палетированных грузов), и ускорение доставки, и забота об экологии, и защита автодорог от износа и разрушения, и сокращение пробок.
В числе преференций, которые получают наши основные клиенты – автоперевозчики, сокращение затрат на ГСМ, расходные материалы, фонд оплаты труда. Автомобильный транспорт требуется только на «первой и последней миле», в результате пробег сокращается в десятки раз и расстояние 7 тыс. км может сократиться до 200 км.
Надеемся, что в ближайшем будущем перевозка на контрейлерных платформах составит серьезную конкуренцию автоперевозкам, в том числе и по стоимости.
– Видите ли вы перспективы развития контрейлерных перевозок в России?
– Несомненно. Сейчас у нас в оперировании находится 56 контрейлерных платформ, в месяц проходит 40–50 отправок. К концу года за счет оптимизации технологии транспортировки мы планируем увеличить число отправок до 150 платформ в месяц. Дальнейшее развитие этого направления во многом будет зависеть от поддержки со стороны ОАО «РЖД». Необходимо доработать регламент контрейлерных перевозок, технологию включения в транзитные поезда, нормативную базу, тарификацию в АС ЭТРАН. Сделано уже очень много, мы прошли большой путь к реализации этого проекта и видим безусловный успех в нем. В будущем контрейлерные перевозки займут определенную нишу в мультимодальной схеме транспортировки.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.