Реализация прогнозируемых объемов перевозок грузов и пассажиров по железнодорожным линиям вызывает необходимость круглогодичного обеспечения пропускной способности. Если совсем недавно дефицитом был подвижной состав, то в настоящее время в дефиците мощности инфраструктуры.
Плановый ремонт пути сопровождается предоставлением окон, что влечет закрытие движения по перегонным и станционным путям, ограничение скоростей и запуск рабочих поездов, вследствие чего пропускная способность железнодорожных линий снижается. Наибольшее количество окон предоставляется путевому хозяйству железных дорог, поскольку эти сложные по технологии и продолжительные по времени работы выполняются комплексом путевых машин и хозяйственных поездов.
Одной из основных задач инфраструктурного комплекса ОАО «РЖД» является повышение пропускной способности железнодорожных линий. Решение этой задачи требует пересмотра не только нормативной, но и технологической базы. Большинство применяемых при выполнении ремонтно-путевых работ технологических решений были разработаны во второй половине прошлого века и не претерпели существенных изменений до настоящего времени. Новая техника, разработанная в прошедший период, отличалась от старой несколько улучшенными показателями производительности и встраивалась в уже разработанную технологическую цепочку. Между тем мировой опыт показал, что применение новых машин в старой технологии дает прирост эффективности не более чем на 20–30%, в то время как вновь разработанная технология с применением новой техники поднимает производительность и эффективность производства на качественно новый уровень.
Группой ПТК – многопрофильным промышленно-инжиниринговым холдингом, специализирующимся на производстве, ремонте и эксплуатации железнодорожной техники, а также выполнении работ на объектах транспортной инфраструктуры в рамках научно-образовательного центра мирового уровня «ТулаТех», проводится работа по реализации технологического проекта «Разработка и применение универсального путевого комплекса (УПК) в составе инновационных путевых машин для внедрения новой технологии развития железнодорожной инфраструктуры», целью которого является снятие инфраструктурных ограничений и повышение пропускной способности за счет создания принципиально новой технологической основы развития путевой инфраструктуры.
Машина первичной выправки МПВ. Производительность 3000 м/ч
Первые образцы машин из состава УПК – выправочно-подбивочно-отделочная машина ВПО-С, щебнеочистительный комплекс ЩОМ-2000, изготовленные на заводе АО «Тулажелдормаш», успешно прошли опытную эксплуатацию на сети железных дорог. Их выработка выше, чем у отечественных и зарубежных аналогов.
В настоящее время коллектив конструкторов и технологов Группы ПТК активно работает с Центральной дирекцией инфраструктуры – филиалом ОАО «РЖД» и профильными институтами по реализации плана внедрения технологии ремонтно-путевых работ. В апреле 2021 года на полигоне Юго-Восточной железной дороги были проведены испытания инновационной технологии ремонтно-путевых работ по глубокой очистке, формированию и стабилизации балластной призмы с применением в технологической цепочке ЩОМ-2000 и ВПО-С.
Проведенные испытания показали ее достоинства по критериям рабочей скорости, производительности и стабилизации балластной призмы – увеличение в 2,5 раза темпов выполнения ремонтных работ с высоким качеством. Повторно подтверждено, что фактическая производительность ЩОМ-2000 превышает паспортную. Так, максимальная рабочая скорость одной секции ЩОМ-2000 на испытаниях составила 465 м/ч с производительностью очистки щебня 1092 м3/ч.
Щебнеочистительный комплекс ЩОМ-2000.
Производительность 2000 м³/ч. Рабочая скорость в самоходном режиме – 0,06–1,5 км/ч
Контрольно-измерительная система ЩОМ-2000 и система управления подбивочными блоками и подъемно-рихтовочным устройством ВПО-С обеспечили постановку пути в изначально качественное положение в продольном и поперечном профилях, что обеспечило сокращение сроков обкатки пути. Выправочные и стабилизирующие машины в составе технологической цепочки не сдерживали темпа работы щебнеочистительного комплекса.
Существующие нормативы скорости пропуска поездов в период обкатки пути после путевых работ, связанных с укладкой решетки, очисткой балластного слоя, понижением или подъемкой пути, были установлены более 30 лет назад и не изменялись. Максимальная скорость (70 км/ч) пропуска поездов по месту работ при создании слоя чистого балласта более 25 см с применением ВПО, выправочно-подбивочно-рихтовочной машины ВПР и динамического стабилизатора пути ДСП установлена инструкцией по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 14.12.2016 г. № 2540/р.
Исследования, проведенные специалистами АО «ВНИКТИ», показали, что достигнутые после ремонта точность выправки и стабильность железнодорожного пути допускают возможность расширения (увеличения) существующих нормативов ограничения скорости движения поездов после подобных ремонтов, что позволит значительно повысить эффективность предлагаемой технологии.
Примененная инновационная технология проведения ремонта пути с комплексом ЩОМ-2000 и ВПО-С позволяет достичь более высокой по сравнению с существующими точности положения рельсовой колеи и обеспечить достаточную степень стабилизации балластного слоя для возможности пропуска поездов со скоростью 60 км/ч сразу же после проведения ремонтно-путевых работ.
С добавлением в технологическую цепочку к ЩОМ-2000 и ВПО-С динамического стабилизатора пути ДСП открывать движение поездов возможно со скоростью 80 км/ч, а с применением ЩОМ-2000 и машины первичной выправки пути МПВ, опытный образец которой будет изготовлен заводом уже в 2021 году, скорость движения поездов можно поднять до 100 км/ч.
На основании результатов испытаний специалисты АО «ВНИКТИ» и Группы ПТК пришли к выводу о необходимости дальнейшего продолжения этой работы в рамках плана научно-технического развития ОАО «РЖД». Соответствующее предложение о включении в план НТР ОАО «РЖД» работы по исследованию параметров объемного уплотнения балластной призмы с целью увеличения нормативов скорости движения поездов, устанавливаемых после ремонта пути, было подготовлено и направлено в ОАО «РЖД». Продолжение этой работы заложит основу для значительного повышения пропускной способности сети железных дорог.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.