Хотя на момент сдачи номера журнала в типографию еще не были окончательно подведены итоги погрузки на сети РЖД за январь, первая половина месяца свидетельствует о достаточно сильной отрицательной динамике. При этом особых стимулов для улучшения ситуации не просматривается. Судя по всему, тревожные сигналы, которые прозвучали еще в конце прошлого года, дают о себе знать и сейчас. Это заставляет задуматься о причинах происходящих процессов, а также надеяться, что в итоге ситуация нормализуется.
Итак, по оперативной информации, среднесуточная погрузка в первой половине января 2020 года ушла вниз на 10%. То ли сказались продолжительные праздники, то ли общая экономическая ситуация не способствовала отправкам грузов, пока судить сложно. Во второй половине первого месяца нового года клиенты вроде бы стали наверстывать упущенное. Правда, не столь энергично, чтобы к концу января удалось преодолеть отставание. А это значит, что итоговая погрузка может снизиться на 4–5% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, считают эксперты. В ОАО «РЖД» предполагают, что выйдут хотя бы на отметку в -3%.
Опросы грузовладельцев, которые проводит журнал «РЖД-Партнер» в рамках исследования «Индекс качества услуг на железнодорожном транспорте», показали, что многие видят картину января схожей с декабрьской ситуацией прошлого года. Иными словами, отмечена слабая активность экспортеров.
Обычно конец года для РЖД становился месяцем ударной работы: грузоотправители спешили отправить максимум грузов, до того как произойдет очередная индексация тарифов перевозчика. Однако декабрь, напомним, не только не улучшил итогового результата работы сети, но и, наоборот, ухудшил сводные показатели. Оставалась надежда на то, что вагоны с грузами, скопившиеся на путях необщего пользования, будут вытолкнуты на сеть в январе. Только и она не оправдалась. (Подробнее об итогах грузовой работы на сети в 2019 г. читайте в материале «Как плюс сменили на минус» на стр. 38.)
В январе вниз потянули все те же экспортно ориентированные номенклатуры, что имели склонность минусовать и в прошлом году. При этом и на внутреннем рынке погрузка шла ни шатко ни валко. Отправлять больше грузов стало в нынешних условиях в ряде сегментов российской экономики невыгодно.
Участников рынка тревожит, что в ОАО «РЖД» по-прежнему основной причиной торможения погрузки называют неблагоприятную конъюнктуру мировых рынков. Отчасти это действительно так: отмечен низкий потребительский спрос. Однако есть и другие факторы. Среди них – ограничения инфраструктуры.
Сложилась необычная ситуация: погрузка увядает, а количество брошенных поездов на сети в первом месяце 2020 года не только не снижается, а, наоборот, возрастает. По данным, прозвучавшим на одном из селекторных совещаний ОАО «РЖД», в январе от движения уже было отставлено около 6,2 тыс. составов. Для сравнения: в последний месяц прошлого года было зафиксировано 6710 брошенных поездов. А, по идее, ситуация должна была улучшиться. Но этого не происходит. Независимо от того, много грузов или мало, сеть все равно тормозит, а оборот вагонов увеличивается.
Кроме того, как отметили эксперты, вопрос объемов тесно связан с общей политикой железнодорожников. Если в сложившейся ситуации частные компании (прежде всего железнодорожные операторы) проявляют достаточную гибкость, то этого нельзя сказать о перевозчике. Например, угольщикам с трудом удалось добиться скидок на южном и северо-западном направлениях, но они не получили их на восточном. А если бы получили, то они могли бы больше сырья отправить на экспорт в Азию. Другой пример: при высоком спросе на мировых рынках черные металлы активно вывозят за рубеж, несмотря на высокий железнодорожный тариф. Это один из высокодоходных грузов на сети РЖД. И с этим традиционно мирятся экспортеры. Но только не сейчас, когда рубль окреп по отношению к ведущим мировым валютам, а глобальный спрос на черные металлы несколько охладел.
Очевидно, что сейчас для стимулирования погрузки следует принимать не только технологические, но и макроэкономические решения. Однако 2019-й был годом появления целого ряда сомнительных под таким углом зрения инициатив в области нормативно-правового регулирования. Были отодвинуты на перспективу сроки реализации долгосрочной программы развития ОАО «РЖД», в том числе по модернизации Восточного полигона. Вместо расшивки узких мест на сети, по сути, консервируют сложившийся дефицит провозной и пропускной способности на отдельных участках пути и станциях.
В частности, обо всех этих проблемах говорилось и в рамках международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство», организованной журналом «РЖД-Партнер», по итогам которой был выработан целый ряд предложений участников рынка, что нашли свое отражение в подготовленной редакцией резолюции. Документ состоит из нескольких разделов, где речь идет о целесообразных мерах по улучшению нормативно-правовой базы отрасли и в сфере развития железнодорожной инфраструктуры, по совершенствованию тарифного регулирования, перевозочного процесса, а также производства и ремонта подвижного состава. Определенный пласт решений сформирован и в области внедрения цифровых технологий. Все это уже доведено до сведения органов власти, руководства профильных ведомств и ОАО «РЖД» (ознакомиться с документом можно на портале ИА «РЖД-Партнер.ру», по ссылке
http://spec.rzd-partner.ru/page3632882.html) – и, надеемся, придаст некоторое ускорение решению накопившихся проблем.
От целей по улучшению работы железнодорожной отрасли, поставленных в свое время, все равно не уйти. И стремление к достижению баланса интересов всех участников рынка перевозок – естественный процесс. Остается надеяться, что для этого в России в 2020 году сложатся условия, которые позволят изменить те тренды, которые сейчас не создают эффективных стимулов для предприятий активнее наполнять сеть дополнительными грузопотоками.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.