+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
24.06.2019 16:46:13
Дайджест прессы
РЖД-Партнер

Экспортировать через Ригу - себе в убыток: российские угольщики меняют приоритеты

Цены на уголь в Европе продолжают падать, что вынуждает российские компании максимально задействовать азиатское направление экспорта, а также снижать планы по добыче. Порт Рига уже ощутил на себе спад по объемам перевалки угля, который в структуре грузооборота остается главной составляющей, тенденция может продолжиться. Об этом пишет Sputnik.
Падение цен

По данным газеты "Ведомости", цена российского энергетического угля на европейском рынке упала до минимальной с июня 2016 года — 47 долларов за тонну с перевалкой в Риге (на условиях Free On Board, условия FOB предусматривают, что продавец обязан доставить товар в порт и погрузить на указанное покупателем судно; расходы по доставке товара на борт судна ложатся на продавца). Такая цена – ниже уровня безубыточности российских угольных компаний. Например, средняя себестоимость кузбасских углей с учетом стоимости доставки до Балтики — 50-55 долларов за тонну, приводит данные директор Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Айрат Халиков. По его прогнозам, цены останутся низкими в этом и следующем годах.

Как ранее сообщал Sputnik Латвия со ссылкой на данные аналитика Argus Media Юрия Онышкива, цены на энергетический уголь в ЕС упали в силу нескольких причин. Во-первых, на европейских складах накопились большие запасы, и сложился профицит этого вида топлива. Кроме того, цены на газ на спотовом рынке достигли минимума за пять лет, что стимулировало газовую генерацию. Вместе с тем давление на цену угля и спрос оказали ветряные ВИЭ, которые производят все больше электроэнергии в Европе. В итоге потребление угля в Испании, Германии, Франции и Великобритании снизилось с начала года. Также на цену угля повлияло сокращение потребления энергии после окончания зимнего сезона.

Снижение добычи и переориентация грузопотоков

В условиях падения цен российские угольные компании корректируют планы по добыче. Первой об этом заявила Кузбасская топливная компания (КТК) – один из крупнейших экспортеров. Другие игроки пока официально не объявили о сокращении добычи, однако в середине июня о готовности приостановить работу некоторых филиалов говорил представитель "Кузбассразрезугля", пишет газета "Коммерсант". В мае о сокращении добычи в своих квартальных отчетах сообщали "Мечел" и "Распадская". В первом случае добыча упала на 19% в связи с необходимостью сократить складские запасы, возникшие из-за дефицита полувагонов в Кузбассе и на южноякутских площадках. "Распадская" объясняла сокращение на 11% рекордной добычей углей марки ГЖ.

При низких ценах на уголь в Европе российским производителям выгоднее использовать восточное экспортное направление: дешевый рубль позволяет российским производителям играть с ценой и предлагать азиатскому рынку уголь высокого качества по цене ниже, чем у остальных производителей, и выигрывать за счет объемов, указал Худалов. Однако наращивание экспорта в этом направлении затруднительно из-за ограничений транспортной инфраструктуры – провозная способность БАМа и Транссиба в перспективе будет увеличена, но это не дело нескольких месяцев.

"Возможно, понижение цен на железнодорожные перевозки и перевалку в порту сможет немного выправить ситуацию, но в целом при таких ценах маржа минимальная. В Азии цены немного выше, но там наблюдается дефицит вагонов и поставки ограничены — сильно нарастить уже не выйдет", - считает директор по металлургии и горной добыче Prosperity Capital Management Николай Сосновский.

Такой перекос в погрузках на восточном и западном направлениях уже отметили в РЖД. По словам замглавы РЖД Алексея Шило, за пять месяцев грузоотправителями Кузбасса с точки зрения угля перевозки внутри страны снижены на 7,6% к уровню прошлого года. "Это существенно ниже тех планов, которые были предоставлены нам грузоотправителями. Во внутрироссийском сообщении сейчас очень интенсивно сокращаются перевозки в адрес дорог европейской части. Московская железная дорога на 51% везет меньше, чем везла год назад, Юго-Восточная дорога - более 5%, Южно-Уральская дорога - более 4%", - привел он данные.

По его словам, в связи с тем, что падает грузооборот в европейской части, уже сегодня РЖД отставили от движения 222 электровоза и 191 тепловоз и подготовлены планы по оптимизации численности персонала, занятого в перевозках.

Снижение добычи и поставок угля может негативно повлиять и на грузооборот латвийских портов. В Рижском порту по итогам пяти месяцев этого года перевалка угля снизилась на 26% к показателю предыдущего года. За январь-май угля было перевалено 4 миллиона 358 тысяч тонн (32,2% от общего объема грузов). В прошлом году за пять первых месяцев угля было перевалено 5 миллионов 877 тысяч тонн. Отрицательная динамика по перевалке угля наблюдалась и по итогам января-апреля. Угля в Рижском порту за четыре месяца 2019-го было перевалено 3,594 миллиона тонн, и это на 22,1% меньше, чем за январь-апрель 2018-го.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions