+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
24.06.2019 16:46:13
Дайджест прессы
РЖД-Партнер

Экспортировать через Ригу - себе в убыток: российские угольщики меняют приоритеты

Цены на уголь в Европе продолжают падать, что вынуждает российские компании максимально задействовать азиатское направление экспорта, а также снижать планы по добыче. Порт Рига уже ощутил на себе спад по объемам перевалки угля, который в структуре грузооборота остается главной составляющей, тенденция может продолжиться. Об этом пишет Sputnik.
Падение цен

По данным газеты "Ведомости", цена российского энергетического угля на европейском рынке упала до минимальной с июня 2016 года — 47 долларов за тонну с перевалкой в Риге (на условиях Free On Board, условия FOB предусматривают, что продавец обязан доставить товар в порт и погрузить на указанное покупателем судно; расходы по доставке товара на борт судна ложатся на продавца). Такая цена – ниже уровня безубыточности российских угольных компаний. Например, средняя себестоимость кузбасских углей с учетом стоимости доставки до Балтики — 50-55 долларов за тонну, приводит данные директор Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Айрат Халиков. По его прогнозам, цены останутся низкими в этом и следующем годах.

Как ранее сообщал Sputnik Латвия со ссылкой на данные аналитика Argus Media Юрия Онышкива, цены на энергетический уголь в ЕС упали в силу нескольких причин. Во-первых, на европейских складах накопились большие запасы, и сложился профицит этого вида топлива. Кроме того, цены на газ на спотовом рынке достигли минимума за пять лет, что стимулировало газовую генерацию. Вместе с тем давление на цену угля и спрос оказали ветряные ВИЭ, которые производят все больше электроэнергии в Европе. В итоге потребление угля в Испании, Германии, Франции и Великобритании снизилось с начала года. Также на цену угля повлияло сокращение потребления энергии после окончания зимнего сезона.

Снижение добычи и переориентация грузопотоков

В условиях падения цен российские угольные компании корректируют планы по добыче. Первой об этом заявила Кузбасская топливная компания (КТК) – один из крупнейших экспортеров. Другие игроки пока официально не объявили о сокращении добычи, однако в середине июня о готовности приостановить работу некоторых филиалов говорил представитель "Кузбассразрезугля", пишет газета "Коммерсант". В мае о сокращении добычи в своих квартальных отчетах сообщали "Мечел" и "Распадская". В первом случае добыча упала на 19% в связи с необходимостью сократить складские запасы, возникшие из-за дефицита полувагонов в Кузбассе и на южноякутских площадках. "Распадская" объясняла сокращение на 11% рекордной добычей углей марки ГЖ.

При низких ценах на уголь в Европе российским производителям выгоднее использовать восточное экспортное направление: дешевый рубль позволяет российским производителям играть с ценой и предлагать азиатскому рынку уголь высокого качества по цене ниже, чем у остальных производителей, и выигрывать за счет объемов, указал Худалов. Однако наращивание экспорта в этом направлении затруднительно из-за ограничений транспортной инфраструктуры – провозная способность БАМа и Транссиба в перспективе будет увеличена, но это не дело нескольких месяцев.

"Возможно, понижение цен на железнодорожные перевозки и перевалку в порту сможет немного выправить ситуацию, но в целом при таких ценах маржа минимальная. В Азии цены немного выше, но там наблюдается дефицит вагонов и поставки ограничены — сильно нарастить уже не выйдет", - считает директор по металлургии и горной добыче Prosperity Capital Management Николай Сосновский.

Такой перекос в погрузках на восточном и западном направлениях уже отметили в РЖД. По словам замглавы РЖД Алексея Шило, за пять месяцев грузоотправителями Кузбасса с точки зрения угля перевозки внутри страны снижены на 7,6% к уровню прошлого года. "Это существенно ниже тех планов, которые были предоставлены нам грузоотправителями. Во внутрироссийском сообщении сейчас очень интенсивно сокращаются перевозки в адрес дорог европейской части. Московская железная дорога на 51% везет меньше, чем везла год назад, Юго-Восточная дорога - более 5%, Южно-Уральская дорога - более 4%", - привел он данные.

По его словам, в связи с тем, что падает грузооборот в европейской части, уже сегодня РЖД отставили от движения 222 электровоза и 191 тепловоз и подготовлены планы по оптимизации численности персонала, занятого в перевозках.

Снижение добычи и поставок угля может негативно повлиять и на грузооборот латвийских портов. В Рижском порту по итогам пяти месяцев этого года перевалка угля снизилась на 26% к показателю предыдущего года. За январь-май угля было перевалено 4 миллиона 358 тысяч тонн (32,2% от общего объема грузов). В прошлом году за пять первых месяцев угля было перевалено 5 миллионов 877 тысяч тонн. Отрицательная динамика по перевалке угля наблюдалась и по итогам января-апреля. Угля в Рижском порту за четыре месяца 2019-го было перевалено 3,594 миллиона тонн, и это на 22,1% меньше, чем за январь-апрель 2018-го.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions