Конвенционный запрет касается собственных полувагонов, приписанных ко всем железнодорожным администрациям, кроме самого Казахстана. Отныне данные полувагоны с территории Узбекистана, Киргизии, Таджикистана и Туркмении через Казахстан должны следовать только транзитом и оформляться полными перевозочными транзитными документами. Таким образом, разрыв транзитного тарифа (оформление двух комплектов документов для удешевления перевозки) отныне запрещен. В частности, ранее поступающие в Казахстан с территории Узбекистана российские вагоны обычно заадресовывались на Чимкент с минимальным транзитным тарифом, а далее под погрузку казахским грузовладельцам или в Россию порожняком уходили уже по внутреннему тарифу КТЖ. Теперь эта схема невозможна.
Российские участники рынка ж/д перевозок отмечают, что впервые сталкиваются с таким жестким запретом со стороны Казахстана. «Он касается сотен, а то и тысяч российских полувагонов», - отмечают они, добавляя, что обычно подобные конвенционные запреты вводятся спонтанно. «Видимо тогда, когда КазТемирТранс, дочка КТЖ, видит, что зарабатывает недостаточно», - предполагают эксперты. «По сути, рынок Казахстана для дешевых российских вагонов просто закрывается, что противоречит букве и духу как СМГС, так и базовых принципов интеграции в единое пространств ЕАЭС», - заключает начальник коммерческого отдела ООО «ТРАНСГЕО» Сергей Попов.
Эксперт также добавляет, что периодически со стороны КТЖ вводятся аналогичные конвенционные запреты на другие виды подвижного состава. «Например, в июле вводился запрет на подачу под погрузку в адрес одного из казахстанских грузоотправителей ИВ-термосов и крытых вагонов», - поясняет С.Попов.
Напомним, что РЖД-Партнер ранее неоднократно обращался к теме конвенционных запретов, вводимых на территории Республики Казахстан.
Марина Ермоленко