Целью реформы на железнодорожном транспорте в Германии является снижение нагрузки на налогоплательщика. Средство достижения – создание конкуренции. На данный момент, после 9 лет реформы, холдинг DB AG занимает 95% рынка (пассажирские перевозки в дальнем следовании почти 100%), а частные компании – 5% (152 перевозочные компании). План преобразований на немецком железнодорожном транспорте предполагал три этапа:
1) Создание единого АО.
2) Создание холдинга с 2 инфраструктурными обществами и 3 транспортными.
3) Ликвидация (роспуск) холдинга.
В результате на сегодняшний день произошел ряд отклонений, которые не позволили реализовать задуманное: слишком долгий период от 1 ко 2 этапу, заинтересованность топ – менеджеров в сохранении АО, незаинтересованность в инвестировании (стоимость 1 километра по трассе Кельн – Франкфурт обходится в 30 миллионов евро). Более того, государственные расходы ежегодно составляют 20 миллиардов евро, из которых 10 миллиардов для покрытия старых задолженностей (к 1994 году – 40 миллиардов) и 10 миллиардов на эксплуатацию инфраструктуры (85% на поддержку нерентабельного пригородного сообщения и инвестиции в сеть).
Предваряя обмен мнениями, Евгений Ясин подчеркнул: «Немецкий опыт реформирования железнодорожного транспорта, возможно, самый интересный. Мы видим и позитивные, и отрицательные стороны».
В ходе дискуссии, были подняты вопросы о росте производительности труда после начала реформы и росте заработной платы, сокращение работников, а также о причинах медленного зарождения новых компаний - операторов. В своем ответном сообщении немецкие эксперты дали следующие данные: при росте производительности труда в 1,5 раза зарплата увеличилась только на 1%, число служащих снизилось с 100 тысяч до 80 тысяч, а причиной появления только незначительного числа перевозчиков являются большие затраты – лицензирование, заключение страховых договоров, оплата персонала, маркетинг.
Большой интерес у участников расширенного заседания Общественного экспертного совета вызвали тема дотаций железных дорог в целом, и пригородных пассажирских перевозок в частности. Так, федеральные земли Германии оплачивают 100% затрат на пригородном сообщении и обеспечивают поддержание инфраструктуры, в том числе путем выдачи беспроцентных ссуд (ежегодно госрасходы на инфраструктуру равны 5 миллиардам евро).
Тарифное регулирование также привлекло внимание членов совета.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.