Открыл школу начальник Октябрьской железной дороги член Коллегии МПС России Геннадий Комаров. Отметив в своем выступлении значение, которое Октябрьская железная дорога играет в социально-экономической жизни Северо–Западного региона, проходя по территории 11 субъектов Федерации с населением с более чем 27 млн человек и обеспечивая три четверти всех грузовых и до 80% пассажирских перевозок в регионе. Дорога обслуживает 13 морских портов, отправляет и принимает грузы через 8 пограничных переходов (половина всех российских железнодорожных пограничных переходов). У петербургских железнодорожников традиционно сложились хорошие отношения с властными структурами всех субъектов Федерации. Особенно они окрепли после начала реализации проводимой МПС политики на реструктуризацию налоговой задолженности в бюджеты всех уровней, отметил Г.Комаров.
"Решение вопроса по реструктуризации позволило нам полноценно заниматься своим основным делом – возить грузы и пасаажиров и еще больше укрепило доверие между субъектами Федерации и дорогой. Завершены или находятся в процессе реализации ряд масштабных проектов, в которых заинтересованы и местные власти. Речь идет о строительстве линии Ледмозеро – Кочкома и электрификации участва Идель – Свирь в Карелии, перевода на переменный ток участка Мурманск – Лоухи, создании нефтеналивного порта в Высоцке Ленинградской области с доставкой железной дорогой 10 млн т нефтепродуктов в год, реконструкцией железнодорожных подходов к морскому порту в Санкт – Петербурге, что позволило бы ему выйти на мощность обработки 62 млн. т. грузов в год". Не менее важным считает начальник Октябрьской железной дороги и решения вопроса с компенсацией субъектами Федерации убытков от организации пригородных железнодорожных перевозок. Примером здесь может служить позиция администрации Петербурга. Которая только в этом году выделила на развитие материальной базы пригородного сообщения 300 млн руб. На эти деньги уже приобретено 6 электропоездов. Практически решен вопрос с выделением на эти же цели дополнительно 92 млн рублей из бюджета Ленинградской области. По мере финансовых возможностей выполняют свои обязательства по компенсации убытков и другие субъкты Федерации полигона обслуживания ОЖД.
Впрочем, положение с развитием взаимодействия железных дорог с субъектами Федерации не везде имеет положительную динамику. Это стало ясно из доклада заместителя руководителя департамента экономики МПС Сергея Палкина. В докладе были изложены основные направления развития сотрудничества отрасли с властными структурами на местах в целях повышения эффективности как железнодорожных перевозок, так и обеспечения качественными транспортными услугами экономической и социальной сфер регионов.
В основе этих взаимоотношений в масштабах отрасли – выполнение МПС "Генерального соглашения о взаимодействии Министерства путей сообщения России и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по улучшению транспортного обслуживания регионов и обеспечению устойчивой работы предприятий железнодорожного транспорта". Важным аспектом работы министерства и железных дорог в этом направлении стала реструктуризация задолжености по налогам и сборам в текущем году на сумму более 96 млрд рублей.
Дав анализ параметров взаимодействия в 2002 году, докладчик назвал администрации, запланировавшие наиболее низкий процент компенсаций убытков от пригородных перевозок. Среди них –Карачаево – Черкессия ( 4,6% от суммы убытков), Ставропольский край (5,5 %) Чувашия (15,2%), Марий – Эл (17,6 %), Бурятия (19,3 %), Рязанская обл. (21,1%), Дагестан (22,2 %), Самарская обл. (26,1%). В целом же по сети железных дорог субъектами Федерации приняты обязательства по осуществлению компенсации только на 51,6%. А между тем за шесть месяцев текущего года объм дотаций и льгот, полученных железными дорогами по договорам от субъектов Федерации составил 3,21 млр рублей или 36,2% от фактических убытков в пригородном сообщении, которые составляют сумму в 8,86 млр рублей. За аналогичный период прошлого года объем дотаций составил 2,34 млрд рублей или 38,7%. В результате, к имеющимуся дефициту отрасли на текущий год добавилось еще 5,7 млрд рублей. Такое положение подрывает экономические возможности дорог по обеспечению полного внесения налоговых платежей. А это, в свою очередь, подвергает доходные части местных бюджетов опасности утраты поступлений от железнодорожных предприятий.
Другим важным направлением сотрудничества отрасли и местных администраций является передача "территориям" ведомственных объектов жилищно – коммунального. Хотя с 1997 года МПС передало местной власти 40,6 млн кв.м. жилой площади (75% от наличия на начало передачи), расходы железных дорог на содержание ЖКХ сократились пока незначительно. Основной причиной этого являются высокие расходы по передаче жилья и содержание уже переданных объектов ЖКХ. Принятие взаимо приемлемых решений этой проблемы помогли бы отрасли снизить расходы на сумму 1,9 млр рублей только за 6 месяцев текущего года.
Один из разделов доклада был посвящен работе с тарифами на электроэнергию для тяги поездов. В настоящий момент на 10 дорогах обеспечено установление тарифов для электротяги ниже уровня среднеотпускного по энергосистеме. Настойчивая работа этих дорог по снижению энерготарифа привела к тому, что если в целом по стране тариф вырос на 36%, то для электротяги рост составил 33%. В 48 регионах из 61. Где используется электротяга, установлены экономически обоснованные уровни тарифов. В результате. Реальное сокращение эксплуатационных расходов составило 414 млн рублей, а доля затрат по оплате электроэнергии сохранилась в размере 6,5%, что соответствует уровню 2000 года.
Однако на ряде дорог данный тариф наоборот выше, что привело к финансовым потерям в сумме 335 млн рублей. Наибольшие расходы по этой причине допущены Дальневосточной дорогой (138 млн рублей), сообщает "Деловой Петербург".
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.