+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.11.2020 09:27:27
Разное / Комментарии
РЖД-Партнер

В Госдуму внесен законопроект об отмене демпфера

23 ноября 2020 в Государственную думу Российской Федерации внесен законопроект «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (№ 1060689-7), смысл которого заключается в отмене демпфера. Законопроект сформулирован в результате экспертно-аналитических исследований и оценки последствий применения демпфирующего механизма нефтеперерабатывающими компаниями, осуществленных аналитическим центром Независимого топливного союза (НТС) – объединения владельцев независимых АЗС. Законопроект внесен за подписью депутатов КПРФ при содействии депутата Государственной думы Н. В. Коломейцева.
Механизм демпфера появился в Налоговом кодексе Российской Федерации по инициативе правительства России в рамках законопроекта «О завершении налогового маневра» с января 2019 года. Инициаторы предполагали, что необходимо стимулировать нефтяные компании поставлять топливо на внутренний рынок в условиях выгодного экспорта и тем самым предотвратить его дефицит с последующим ростом цен.

Первые корректировки в демпфирующий механизм пришлось вводить уже 1 июля 2019 года: после I полугодия работы стало ясно, что расчетные цены и демпфирующие коэффициенты не соответствуют реальной динамике стоимости нефтепродуктов на мировом рынке. В спокойном режиме демпфирующий механизм проработал чуть больше полугода – до января 2020-го, когда на мировых рынках отсутствовала какая-либо значимая динамика цен на нефть, а волатильность находилась на низком уровне.

Резкое падение мировых котировок нефтепродуктов с февраля 2020 года из-за пандемии COVID-19 привело к тому, что демпфирующий механизм стал налогом на кризис для отечественных производителей и в конечном счете неблагоприятно сказался на благосостоянии потребителей, считают в НТС. Представители союза отметили, что к этому привела сама логика работы демпфера: чем ниже индекс экспортной альтернативы на нефтепродукты, тем выше дополнительная налоговая нагрузка на каждую тонну моторного топлива, поставляемую на внутренний рынок, при этом нижнего порога обнуления демпфера нет. В период с мая по август на российском оптовом рынке наблюдался парадокс: несмотря на снижение закупочной цены сырья для НПЗ (вследствие падения мировых цен на нефть), биржевые цены росли, а на 95-й бензин они достигли и вовсе исторического максимума. На максимумы повлияли также неудачные решения по двукратному снижению нормативов продаж топлива на бирже и запрет на импорт нефтепродуктов. В итоге в апреле – мае 2020 года в глубоком убытке оказались НПЗ, а в июне – августе – предприятия сбытовой инфраструктуры топливного рынка, сообщает НТС.

В марте 2020 года при поставке тонны автомобильного бензина пятого экологического класса помимо акциза в 12 752 руб. на каждую тонну НПЗ нужно было заплатить порядка 12,5 тыс. руб., в апреле – около 19 тыс. руб., в мае – почти 13 тыс. руб., в июне – 7,5 тыс. руб., в июле – более 5 тыс. руб., в августе, сентябре и октябре – в районе 4 тыс. руб. Совокупная налоговая нагрузка на каждую тонну бензина, поставленную на внутренний рынок, выросла с 12 752 руб. в среднем до 16,7–27,5 тыс. руб. Если переводить в литры, то с 9 до 12,5–20,5 руб. за литр. Как сообщают в НТС, в итоге объем дополнительных выплат в федеральный бюджет уже перекрыл субсидии второй половины 2019 года. «Демпфирующий механизм превратился в налог на кризис для отечественных нефтяных компаний, которые и так рапортуют о существенных убытках в 2020 году. Вместо снижения оптовых и розничных цен на нефтепродукты (что в условиях локдауна стало бы стимулом для национальной экономики) мы получили очередное их повышение. Согласно исследованиям ценовой динамики на моторные топлива в странах Европы и СНГ, Россия наряду с Беларусью – одна из немногих стран, где цены на фоне снижения мировых котировок не упали, а выросли», – сообщил представитель союза.

«Демпфирующий механизм сегодня не выполняет заявленную цель – сглаживание роста цен на нефтепродукты. Наоборот, он стал источником для дальнейшего увеличения стоимости для конечных потребителей. Мы с самого начала предупреждали, что сама по себе логика механизма порочна – «налог на кризис» и «субсидия на прибыль». Абсурд, но субсидируются нефтяные компании тогда, когда внешняя конъюнктура крайне благоприятна и прибыли высоки. А дополнительные отчисления в бюджет они производят в момент снижения мировых цен и образования убытков. Здесь, конечно, можно возразить: дескать, субсидируются не компании, а внутренний рынок. Но по такой логике и налог отчисляет тоже весь внутренний рынок. Причем если субсидия ограничена 10%-ным потолком, то налог де-факто не ограничен совсем.

При этом отмена демпфирующего механизма не приведет к уменьшению доходов бюджета, поскольку такая форма дохода не была запланирована в федеральном бюджете. Существующий доход является экстраординарным следствием допущенной ошибки, ухудшающей положение миллионов граждан России и наносящей ущерб национальной экономике. Сейчас у депутатов Государственной думы появилась возможность реально помочь каждому жителю нашей страны, отменив демпфер», – заявил Павел Баженов, президент Независимого топливного союза.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions