+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
23.12.2020 16:53:00
Разное / Комментарии
РЖД-Партнер

Снижение грузооборота, тарифов, потоков и выручки: какой ущерб нанесла пандемия транспортной отрасли

Изменение логистических цепочек, снижение погрузки и товарооборота, дефицит услуг, уход с рынка мелких игроков, миллиардные убытки, безработица, простои и снижение спроса на экспортную сырьевую продукцию российских предприятий. Список последствий негативного влияния пандемии можно продолжать. Главное одно – рынку транспортных услуг в 2020 году пришлось столкнуться с серьезными и порой незнакомыми ранее вызовами.
Быстрая реакция железной дороги
Еще до пандемии ОАО «РЖД» демонстрировало не самые лучшие результаты работы. По итогам прошлого года объем погрузки упал на 0,9% из-за снижения отправки угля и сокращения товарооборота с КНР. А на внутренние перевозки повлияла теплая зима, падение цен на нефть, сворачивание и перенос некоторых нацпроектов.

Погрузка за январь – ноябрь составила 1136,6 млн т, что на 3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Транзитные перевозки контейнеров по сети РЖД росли семимильными шагами: за январь – ноябрь они увеличились более чем на треть с начала года. В целом по 2020-го монополия ожидает, что погрузка сократится в пределах 3,5%, или до 1233,5 млн т.

В этих условиях только за I полугодие 2020 года правление компании приняло более 60 решений о снижении тарифов в рамках ценовых пределов. Весной ОАО «РЖД» ввело скидки на внутрироссийские перевозки ряда грузов, в том числе зерновых культур и семян, муки и круп и т. д. В сентябре ввело скидки на перевозку чермета, металлолома, труб, химпродукции и контейнеров.

Как заявил глава холдинга Олег Белозеров, быстрая обратная реакция на возникающие у грузоотправителей вопросы и проблемы, а также пересмотр административных цепочек принятия решений позволили железнодорожникам привлечь на сеть дополнительные 18 млн т грузов.

Что касается пассажирских перевозок, то на фоне пандемии компания вынуждена была отменить некоторые поезда дальнего следования, а по части маршрутов – сократить частоту курсирования. Пассажирооборот на сети с начала года снизился на 41,5%.

В целом, по оценке ИПЕМ, недополученная выручка в железнодорожной отрасли России за 11 месяцев достигла 158 млрд руб.

Удержаться в небе
Авиационная отрасль демонстрирует наибольшие темпы падения на рынке транспортных услуг. Регулярное авиасообщение между Россией и другими странами было прервано в конце марта. Начиная с конца лета Россия частично возобновила полеты в Белоруссию, Корею, Египет, ОАЭ, Турцию, Великобританию, Швецию, Танзанию и на Мальдивы.

На фоне падения спроса за январь – октябрь 2020 года грузооборот российских авиакомпаний снизился на 7%, пассажирооборот – на 51,5%, а объем перевезенных пассажиров – на 46,1%. Для того чтобы удержаться на плаву, авиакомпании открывали новые внутрироссийские направления, чартеры, вводили всевозможные скидки и т. д. Правда, избежать убытка все же не удалось. Так, чистый убыток «Аэрофлота» по МСФО за 9 месяцев этого года составил 79,406 млрд руб. против 20,3 млрд руб. прибыли годом ранее. Выручка за отчетный период снизилась на 55,3%, до 234,2 млрд руб.

Что касается пассажирского сектора, то, по прогнозу генерального директора холдинга «Аэропорты регионов» Евгения Чудновского, падение пассажиропотока в российских аэропортах в декабре составит 60% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. А по итогам 2020-го ожидается снижение на уровне более 40%.

Правительство РФ в целях поддержки авиационной отрасли снизило лизинговые выплаты авиакомпаний. В качестве дополнительной меры поддержки рассматривается компенсация недополученных доходов. Авиакомпаниям одобрено заявок на 12,3 млрд руб., аэропортам – на 2,1 млрд руб.

Переориентация как спасение
В начале пандемии большой объем груза резко перешел с разных видов транспорта на автомобильный. В итоге его грузооборот в ноябре вырос на 6,7% (и на 6,1% с начала года). Тем не менее в начале пандемии грузоперевозчики столкнулись с многочисленными проблемами: пробки на границах, закрытие производственных предприятий в международной среде, угроза закрытия компаний в России, увеличение сроков доставки грузов, следующих через границу, необходимость самоизоляции водителей между рейсами и снижение платежеспособности отраслей экономики. Негативными последствиями для отрасли стали переориентация и снижение транспортных потоков, уменьшение рентабельности, демпинг и снижение тарифов.

В начале пандемии многие давали прогнозы, что товарооборот грузового автотранспорта из-за последствий коронавируса может сократиться в 2 раза. Но с августа рынок автоперевозок начал оживать. Пандемия вызвала рост интереса к вопросам цифровизации в сфере грузовых автоперевозок. В то же время причина медленного введения электронного документооборота на автотранспорте связана с тем, что формализация бизнес-процессов в ряде случаев тормозит автоперевозки, отмечал президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин.

Согласно плану преодоления экономических последствий новой коронавирусной инфекции, подготовленному правительством РФ, во-первых, уменьшается частота прохождения техосмотров для автомобилей. Речь идет о 43,5 млн авто­мобилей и более чем 800 тыс. такси и автобусов. В 2021–2022 гг. экономия владельцев легковых автомобилей 2018–2019 гг. выпуска составит 1,5 млрд руб. Кроме того, экономия для владельцев автобусов в течение 5 лет составит 350 млн руб.

Ограниченность действий
По данным Росморречфлота, грузооборот морских портов России за январь – ноябрь снизился на 2,3% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее и составил 750,73 млн т. «Относительное сокращение объемов перевалки, темпы которого постепенно снижаются начиная с сентября 2020 года, прежде всего связано с резким падением отправки на экспорт наливных грузов. Так, в период с января по ноябрь объем перевалки сухих грузов вырос на 7,3%, до 369,13 млн т, а в наливном сегменте – сократился на 10,1%, до 381,6 млн т», – отмечают в ведомстве.

Главной проблемой во время пандемии стало снижение мировой экономической активности и спроса на нефть и нефтепродукты. Также сказалось ужесточение регуляторных мер по снижению антропогенного воздействия на окружающую среду и подготовке квалифицированных кадров плавсостава для работы на современных судах.

В условиях пандемии произошло сокращение спроса на нефть, падение спроса на транспортировку грузов и снижение уровня фрахтовых ставок. Ставки фрахта контейнерного тоннажа резко выросли за последние несколько месяцев, а предложение стало очень ограниченным.

Что касается внутреннего водного транспорта, то здесь, по предварительным данным, несмотря на все последствия пандемии, объемы грузовых перевозок все же удается сохранить на уровне прошлого года. Для грузовых перевозок навигация 2020 года в большей степени проходила в штатном режиме.

Подытоживая все вызовы, возникшие в этом году на транспортном рынке, эксперты отмечают: без государственной поддержки последствия для транспортных компаний были бы значительно более тяжелыми. Правительство реализует комплекс мер поддержки, исходя из определенного сценария. Но насколько этот сценарий будет отражать реальность, покажет время.

Полную версию материала читайте в № 24 журнала РЖД-Партнер.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions