Износ и старение парка пассажирских вагонов – это важный фактор снижения конкурентоспособности железнодорожных пассажирских перевозок, но не следует переоценивать его значение. Если вагон хорошо обслуживается, он может прослужить и 50, и 60 лет, его можно модернизировать. Надо учитывать особенности спроса на перевозки: объективно часть вагонов нужна только для летнего пика перевозок (июль и август), а остальное время они могут находиться в отстое. Зачем такие вагоны списывать через те же 35 лет, что и вагоны, круглый год находящиеся в обороте ? К сожалению, действующий технический регламент Таможенного союза заставляет списывать вагоны, которые могли бы послужить дольше.
В целом современный вагон должен быть комфортабелен: кондиционер и экологически чистый туалет уже в порядке вещей. Хочу обратить внимание на удобство входа-выхода как для высоких, так и для низких платформ. Вот тут принципиальных изменений на последние полвека нет, надо активнее снабжать вагон выдвижными лестницами, ступеньками, поручнями. Скорость зависит в основном не от характеристик вагона (все они рассчитаны на скорость не менее 140 км/ч), а от возможностей инфраструктуры, поэтому мало где едут со скоростью 140 км/ч. Но, конечно, надо переходить на скорость 160 км/ч (выше – это уже скоростное и высокоскоростное движение). Надежность – важная вещь. Так, сейчас при стоянках больше 30–40 минут вагоны остаются без кондиционирования, а если нет автономного котла на угле – даже без отопления. А стоянки свыше 40 минут бывают и в расписании, что уж говорить о внеплановых. Вот об этом тоже надо подумать.
Автор: Кирилл Янков, председатель МОО «Союз пассажиров»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.