+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
28.01.2022 16:37:52
Разное / Новости
РЖД-Партнер

Дальний Восток снижает потребление угля

Это связано с обновлением объектов энергетики и замещением твердого топлива на альтернативные энергоносители.
Экспорт во главе угля

Основными потребителями угля являются тепловые электростанции, районные и промышленные котельные, коммунально-бытовой сектор, горнорудная промышленность и отрасли строительной индустрии. Тем не менее его потребление снижается, говорится в докладе ФАНУ «Востокгосплан» (подведомственно Минвостокразвития).

В 2018 году в ДФО потреблялось 35,1 млн т угля, в 2019-м – 33,7 млн т, в 2020-м – 32,9 млн т (данные за прошлый год не приводились). Связано это в первую очередь с заменой старых энергоблоков ТЭЦ и ГРЭС, построенных 40–50 лет назад, на новые и эффективные, а также с замещением угля и мазута на объектах ЖКХ более экологичным топливом.

По данным экспертов, наибольший объем угольной продукции расходуется в Приморском и Забайкальском краях – примерно 7,5 млн и 9,5 млн т ежегодно. Это 29 и 23% соответственно от общего потребления в федеральном округе. Далее идут Бурятия, Якутия, Амурская область и Хабаровский край, потребление которых варьируется от 3 до 3,8 млн т. В остальных субъектах Дальнего Востока потребности составляют менее 1 млн т в год.

Более 90% потребляемого в ДФО угля добывается на местных месторождениях, при этом топливо также поступает из Кузбасса, Хакассии, Красноярского края.

Если говорить о ДВЖД, то основные поставки угольной продукции идут в адрес объектов Дальневосточной генерирующей компании: филиала «Хабаровская генерация» (станции назначения Хабаровск-1, Мылки, Хабаровск-2 и др.), «Приморская генерация» (станции Артем-Приморский-3, Гайдамак, Лозовый), а также Нерюнгринской ГРЭС. Кроме того, в зоне ответственности Дальневосточной магистрали продвижение грузов для энергосистемы Магаданской области и Камчатки – до припортовых станций Хабаровского края и Приморья с дальнейшей перегрузкой топлива на морские суда.

Стоит сказать, что сокращение поставок энергетического угля для дальневосточных потребителей сказывается на общем снижении грузопотока во внутреннем сообщении. Максимальный объем внутренних перевозок на ДВЖД за последние десятилетия зафиксирован в 2011 году, когда он превысил 52 млн т. После этого трафик неуклонно снижался, тогда как рос экспортный поток. Сейчас внутренние перевозки оцениваются примерно в 35 млн т в годовом выражении. Экспортный грузопоток на дороге преодолел планку в 125 млн т, в первую очередь за счет того же угля, тогда как перед реализацией программы развития Восточного полигона составлял чуть более 76 млн т.

Газ как главный конкурент

Стоит сказать, что уголь для внутренних потребителей сегодня предстает не столь привлекательным энергоносителем, причем не только из-за экологии. Подготовка и прохождение нынешнего отопительного сезона в ДФО не обходится без сложностей. В частности, это коснулось закупок и доставки энергоносителей. Как отмечали в ПАО «РусГидро» (в этот холдинг входит Дальневосточная генерирующая компания), в результате роста цен на энергетический уголь на мировом рынке угледобывающие компании переориентировали поставки топлива на экспорт. Для закрытия потребности ряда ТЭЦ и ГРЭС регионов приходилось планировать проведение повторных закупочных процедур.

Грузополучатели отмечают, что обеспечение поставок необходимого объема топлива в соответствии с утвержденными нормативами Минэнерго во многом возможно при условии соблюдения приоритетности и графиков отгрузок сырья со стороны поставщиков и РЖД в рамках достигнутых контрактных обязательств.

Например, с проблемой завоза столкнулось одно из крупнейших промышленных предприятий Уссурийска, у которого котельная работает на мазуте (помимо собственных мощностей, отапливает жилой микрорайон). Как писал РЖД-Партнер, этой зимой на ДВЖД сложилась непростая обстановка с движением, когда было много брошенных поездов, адресованных портам. В результате увеличилось время доставки груза для других получателей.

Задержалось в пути и топливо для Уссурийска. Запасы топочного мазута подходили к минимуму, в результате чего предприятию пришлось даже серьезно снизить температурный режим в цехах. Проблема разрешилась в самый последний момент.

При этом предприятие не первый год обсуждает с заинтересованными сторонами, в том числе с местными властями, вопрос о газификации котельного оборудования. Думается, что после этой ситуации владелец котельной получит еще один козырь в дальнейших переговорах.

Газ сейчас выступает одним из главных конкурентов угля и мазута. Программа газификации реализуется во многих регионах ДФО, в том числе в рамках расширения трубопроводных систем Сила Сибири, Сахалин – Владивосток.

Зеленая энергетика рассчитывает на масштаб

Немалый потенциал использования на Дальнем Востоке имеют возобновляемые источники энергии (ВИЭ). Речь идет в первую очередь о ГЭС. К сведению, производство электроэнергии гидроэлектростанциями в рамках Объединенной энергетической системы (ОЭС) Востока по итогам 2021 года составило 41% в структуре общей выработки ОЭС, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 13,4%.

Также в ДФО реализуются проекты в области солнечной и ветроэнергетики. Пока они не имеют массового характера, но власти и инвесторы рассматривают подходы, чтобы масштабировать данный опыт.

Как отмечает руководитель направления по энергетике и ЖКХ Корпорации развития Дальнего Востока Максим Губанов, энергетика ДФО имеет свои характерные особенности, которые заключаются в отсутствии централизованной энергетической инфраструктуры на большей части макрорегиона и государственном регулировании цен на электроэнергию.

«В этих условиях применить существующие рыночные механизмы развития ВИЭ не представляется возможным. Необходимо искать новые ниши для реализации проектов зеленой энергетики. Таким направлением является распределенная генерация для обеспечения надежного, экономичного и экологически безвредного энергоснабжения промышленных потребителей и населения в удаленных и изолированных районах», – сказал М. Губанов.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions