+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.11.2021 15:17:28
Логистика / Обзоры
РЖД-Партнер

Спрос на склады в Москве побил все исторические рекорды

Согласно исследованию консалтингового агентства по жилой и коммерческой недвижимости Knight Frank, общий объем спроса в столичном регионе достиг 1,86 млн кв. м – на 75% больше аналогичного показателя 2020 года. Вкупе с низкой вакансией (по итогам III квартала 2021 г. доля вакантных площадей составила 0,6%) сложившаяся ситуация создает почву для беспрецедентного роста ставок аренды.
Стройка есть, рынка нет

По итогам 9 месяцев 2021-го в Московском регионе было введено 764 тыс. кв. м качественной складской недвижимости, что на 28% выше аналогичного показателя 2020 года, также подсчитали в Knight Frank. Ее общий объем достиг 16,8 тыс. кв. м.

В I–III кварталах 2021-го наибольшая доля в структуре ввода пришлась на объекты, реализованные по схеме built-to-suit, – 52%, а значит, склады строились в основном уже под конкретного заказчика, не расширяя рыночное предложение. Крупнейшим объектом стал логистический центр для онлайн-ритейлера Ozon, включающий в себя сортировочный центр и фулфилмент-фабрику в складском комплексе «Ориентир Запад» площадью 154 тыс. кв. м.

Доля объектов под собственные нужды в общем объеме ввода составила 15%. По итогам 9 месяцев 2021 года крупнейшим объектом, построенным под собственные нужды, стала четвертая очередь распределительного центра онлайн-ритейлера Wildberries общей площадью 54 тыс. кв. м.

В итоге только 33% от общего объема ввода пришлось на объекты, построенные на своих земельных участках по схеме генерального подряда.

По итогам III квартала 2021 года доля вакантных площадей достигла 0,6%, став минимальной с I полугодия 2008-го, когда доля свободного предложения составляла 0,4%. В абсолютном выражении. К концу III квартала на рынке оставались свободными 101 тыс. кв. м качественной складской недвижимости. «Уменьшению доли вакантных площадей способствует стабильно высокий спрос, что впоследствии отражается на практически полной законтрактованности объектов еще на этапе строительства, а также нехватка спекулятивных объектов – как существующих, так и строящихся. По сравнению с итоговым показателем 2020 года вакантность в Московском регионе снизилась на 1,7 п. п.», – объяснили аналитики агентства. Наибольшее изменение доли свободных площадей произошло на западном направлении, где доля вакантных площадей снизилась на 6,5 п. п. по сравнению с итоговым показателем 2020-го. Незначительным ростом доли свободного предложения отметилось только юго-западное направление – 0,3 п. п. по сравнению с итоговым показателем 2020 года.

А спрос все растет…

Лидирующую позицию в структуре спроса сохранил сегмент онлайн-торговли – на него пришлось 34% совокупного объема сделок в Московском регионе. Второе место занял сегмент розничной торговли – 26% от общего объема заключенных сделок.

Наибольший объем сделок был заключен на южном и северо-восточном направлениях Московского региона. На южное направление пришлось 35% от совокупного поглощения. На втором месте в структуре спроса по направлениям находится северо-восток. На него пришлось 28% от общего объема сделок.

По итогам 9 месяцев 2021 года 50% от общего объема спроса пришлось на сделки, заключенные по схеме аренды вторичных площадей. Низкая доля вакантных площадей обусловлена в первую очередь активностью компаний сектора онлайн-торговли в отношении готовых и свободных площадей. Стоит отметить такие крупные сделки, как аренда компанией AliExpress 55 тыс. кв. м в складском комплексе «PLTЧехов», а также аренда онлайн-ритейлером Ozon 51 тыс. кв. м в логистическом парке «Истра».

Среди сделок в формате built-to-suit основной объем составляют сделки с последующей арендой. Так, по итогам 9 месяцев 2021-го на них приходится 39% от всего объема сделок, заключенных в Московском регионе. Рост доли сделок built-to-suit с последующей арендой отмечается с 2019 года.

Средневзвешенная ставка аренды на рынке складской недвижимости Московского региона продолжила свой рост и по итогам 9 месяцев 2021 года составила 4,9 тыс. руб./кв. м в год triple net. Рост запрашиваемой ставки аренды – 21% по сравнению с итоговым показателем 2020 года. «На фоне крайне низкой доли вакантных площадей, а также незначительного ввода спекулятивных объектов средневзвешенная ставка аренды по направлениям выведена на основе будущих проектов. Наивысший уровень ставки аренды отмечается на юго-западном и западном направлениях – 5 тыс. руб./кв. м в год triple net. Наименьший уровень ставки аренды отмечается на востоке и юго-востоке Московского региона – 4,4 тыс. руб./кв. м в год triple net. При этом запрашиваемая ставка аренды увеличивается по мере приближения к границе МКАД», – рассказывают в агентстве.

«Третий квартал стал рекордным по поглощению складских площадей за всю историю рынка, и это дает нам все основания полагать, что по итогам 2021 года мы установим новую планку по объему спроса на складские площади в Московском регионе на уровне 2,4–2,6 млн кв. м. Следствием высокого спроса стал минимальный уровень вакантности, что вылилось в резкий рост ставок аренды», – комментирует итоги периода Константин Фомиченко, региональный директор, директор департамента индустриальной, складской недвижимости, земли Knight Frank в России и СНГ.

Как прогнозируют в Knight Frank, к концу 2021-го объем ввода качественной складской недвижимости в Московском регионе составит 1000–1200 тыс. кв. м. По прогнозам аналитиков, сохранится низкая доля вакантных площадей, и к концу 2021 года она будет на уровне 0,3–0,5%.

Средневзвешенная запрашиваемая ставка аренды сохранит свой рост на протяжении 2021 года: по прогнозам Knight Frank, к концу года она составит 5,1–5,3 тыс. руб./кв. м в год triple net. Рост ставок аренды обусловлен не только стабильно высоким спросом на качественные складские объекты, но и ростом затрат на строительство, который вынуждает девелоперов повышать ставки аренды, уточняют в агентстве.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions