+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.11.2021 15:17:28
Логистика / Обзоры
РЖД-Партнер

Спрос на склады в Москве побил все исторические рекорды

Согласно исследованию консалтингового агентства по жилой и коммерческой недвижимости Knight Frank, общий объем спроса в столичном регионе достиг 1,86 млн кв. м – на 75% больше аналогичного показателя 2020 года. Вкупе с низкой вакансией (по итогам III квартала 2021 г. доля вакантных площадей составила 0,6%) сложившаяся ситуация создает почву для беспрецедентного роста ставок аренды.
Стройка есть, рынка нет

По итогам 9 месяцев 2021-го в Московском регионе было введено 764 тыс. кв. м качественной складской недвижимости, что на 28% выше аналогичного показателя 2020 года, также подсчитали в Knight Frank. Ее общий объем достиг 16,8 тыс. кв. м.

В I–III кварталах 2021-го наибольшая доля в структуре ввода пришлась на объекты, реализованные по схеме built-to-suit, – 52%, а значит, склады строились в основном уже под конкретного заказчика, не расширяя рыночное предложение. Крупнейшим объектом стал логистический центр для онлайн-ритейлера Ozon, включающий в себя сортировочный центр и фулфилмент-фабрику в складском комплексе «Ориентир Запад» площадью 154 тыс. кв. м.

Доля объектов под собственные нужды в общем объеме ввода составила 15%. По итогам 9 месяцев 2021 года крупнейшим объектом, построенным под собственные нужды, стала четвертая очередь распределительного центра онлайн-ритейлера Wildberries общей площадью 54 тыс. кв. м.

В итоге только 33% от общего объема ввода пришлось на объекты, построенные на своих земельных участках по схеме генерального подряда.

По итогам III квартала 2021 года доля вакантных площадей достигла 0,6%, став минимальной с I полугодия 2008-го, когда доля свободного предложения составляла 0,4%. В абсолютном выражении. К концу III квартала на рынке оставались свободными 101 тыс. кв. м качественной складской недвижимости. «Уменьшению доли вакантных площадей способствует стабильно высокий спрос, что впоследствии отражается на практически полной законтрактованности объектов еще на этапе строительства, а также нехватка спекулятивных объектов – как существующих, так и строящихся. По сравнению с итоговым показателем 2020 года вакантность в Московском регионе снизилась на 1,7 п. п.», – объяснили аналитики агентства. Наибольшее изменение доли свободных площадей произошло на западном направлении, где доля вакантных площадей снизилась на 6,5 п. п. по сравнению с итоговым показателем 2020-го. Незначительным ростом доли свободного предложения отметилось только юго-западное направление – 0,3 п. п. по сравнению с итоговым показателем 2020 года.

А спрос все растет…

Лидирующую позицию в структуре спроса сохранил сегмент онлайн-торговли – на него пришлось 34% совокупного объема сделок в Московском регионе. Второе место занял сегмент розничной торговли – 26% от общего объема заключенных сделок.

Наибольший объем сделок был заключен на южном и северо-восточном направлениях Московского региона. На южное направление пришлось 35% от совокупного поглощения. На втором месте в структуре спроса по направлениям находится северо-восток. На него пришлось 28% от общего объема сделок.

По итогам 9 месяцев 2021 года 50% от общего объема спроса пришлось на сделки, заключенные по схеме аренды вторичных площадей. Низкая доля вакантных площадей обусловлена в первую очередь активностью компаний сектора онлайн-торговли в отношении готовых и свободных площадей. Стоит отметить такие крупные сделки, как аренда компанией AliExpress 55 тыс. кв. м в складском комплексе «PLTЧехов», а также аренда онлайн-ритейлером Ozon 51 тыс. кв. м в логистическом парке «Истра».

Среди сделок в формате built-to-suit основной объем составляют сделки с последующей арендой. Так, по итогам 9 месяцев 2021-го на них приходится 39% от всего объема сделок, заключенных в Московском регионе. Рост доли сделок built-to-suit с последующей арендой отмечается с 2019 года.

Средневзвешенная ставка аренды на рынке складской недвижимости Московского региона продолжила свой рост и по итогам 9 месяцев 2021 года составила 4,9 тыс. руб./кв. м в год triple net. Рост запрашиваемой ставки аренды – 21% по сравнению с итоговым показателем 2020 года. «На фоне крайне низкой доли вакантных площадей, а также незначительного ввода спекулятивных объектов средневзвешенная ставка аренды по направлениям выведена на основе будущих проектов. Наивысший уровень ставки аренды отмечается на юго-западном и западном направлениях – 5 тыс. руб./кв. м в год triple net. Наименьший уровень ставки аренды отмечается на востоке и юго-востоке Московского региона – 4,4 тыс. руб./кв. м в год triple net. При этом запрашиваемая ставка аренды увеличивается по мере приближения к границе МКАД», – рассказывают в агентстве.

«Третий квартал стал рекордным по поглощению складских площадей за всю историю рынка, и это дает нам все основания полагать, что по итогам 2021 года мы установим новую планку по объему спроса на складские площади в Московском регионе на уровне 2,4–2,6 млн кв. м. Следствием высокого спроса стал минимальный уровень вакантности, что вылилось в резкий рост ставок аренды», – комментирует итоги периода Константин Фомиченко, региональный директор, директор департамента индустриальной, складской недвижимости, земли Knight Frank в России и СНГ.

Как прогнозируют в Knight Frank, к концу 2021-го объем ввода качественной складской недвижимости в Московском регионе составит 1000–1200 тыс. кв. м. По прогнозам аналитиков, сохранится низкая доля вакантных площадей, и к концу 2021 года она будет на уровне 0,3–0,5%.

Средневзвешенная запрашиваемая ставка аренды сохранит свой рост на протяжении 2021 года: по прогнозам Knight Frank, к концу года она составит 5,1–5,3 тыс. руб./кв. м в год triple net. Рост ставок аренды обусловлен не только стабильно высоким спросом на качественные складские объекты, но и ростом затрат на строительство, который вынуждает девелоперов повышать ставки аренды, уточняют в агентстве.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions