По данным Дальневосточного таможенного управления, объем контейнерных перевозок через порт Владивосток с начала года вырос на 39%, через порт Восточный – на 75%. Отмечен рост транзита контейнеров из Кореи через Владивосток и Находку – далее по Транссибу, что дешевле на 30–40% и быстрее. При этом на восточном направлении железных дорог наблюдается дефицит пропускных и провозных мощностей. Принимая во внимание, что в перспективе ожидается рост грузооборота в разы, необходимы экстренные меры по развитию железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона.
По данным статистики, в Приморском крае длина железнодорожных путей общего пользования, находящихся в собственности РЖД, составляет 1559 км. Одна из основных проблем: Дальневосточная железная дорога в целях снижения издержек выводит из эксплуатации и списывает с баланса малодеятельные, то есть длительное время не используемые участки железнодорожных путей, станции, разъезды. Так, из ранее действующего и примыкающего к Транссибу участка Сибирцево – Турий Рог протяженностью 152 км, выведен из эксплуатации участок Камень Рыболов – Турий Рог протяженностью 75 км. Закрыты и выведены из эксплуатации станции Новокачалинск, Турий Рог. Предлагаются к закрытию и выводу из эксплуатации разъезды и опорные пункты на действующем участке Сибирцево – Камень Рыболов.
Мы с пониманием относимся к работе, которую железнодорожники проводят в целях снижения эксплуатационных издержек. Однако считаем необходимым сохранить и восстановить данное направление.
Правительство Приморского края неоднократно поднимало вопрос строительства новой железной дороги Новочугуевка – бухта Ольга – Рудная Пристань общей протяженностью 288 км для развития морского порта Ольга, глубины которого достигают 9 м.
По нашему замыслу эта железная дорога могла бы стать наиболее удобным маршрутом для китайских контейнеров, поступающих через границу в Пограничном районе и практически по прямой в контейнерные терминалы в Ольге и Рудной Пристани для отправки по Северному морскому пути в Мурманск и Европу. Кроме того, есть все условия для размещения нового крупного порта России на Дальнем Востоке, в заливе Владимира, для чего необходимо спланировать инженерные изыскания, определить инвесторов и др.
Роль Приморья как российских «ворот в Азию» в сегодняшних условиях укрепляется. При этом соответственно увеличилась нагрузка на транспортный комплекс края. Мы уже столкнулись с проблемой недостаточной пропускной и провозной способности железной дороги. Из-за этого стивидорные компании испытывают недозагруз около 50 млн т. В перспективе ситуация усложнится в связи с планируемыми к реализации до 2030 года новыми инвестиционными проектами по строительству морских угольных, контейнерных и нефтяных терминалов, общая дополнительная мощность которых составит более 120 млн т в год.
Существующие провозные и пропускные способности железной дороги пока не способны в полном объеме удовлетворить необходимые потребности в перевозках грузов в направлении морских портов края.
Основная стратегическая магистраль, питающая грузами все порты края, – это Транссиб. По главному его ходу пропускная способность составляет 123 пары поездов в сутки, провозная – около 120 млн т. После модернизации к 2024 году пропускная способность увеличится до 154 пар поездов в сутки (+23%), провозная – до 129,6 млн т в год (+8%) при массе грузового поезда 7100 т.
В Приморском крае на 2022 год запланирована реконструкция пяти тяговых подстанций – Губерово, Сибирцево, Надеждинская, Спасск-Дальний, Уссурийск, а также трех станций – Барановский, Смоляниново, Петровка.
Но, к сожалению, достигнутые к 2024 году целевые показатели пропускной и провозной способности Восточного полигона не позволят в полной мере обеспечить нормальную, то есть до 80%, загрузку действующих портовых мощностей края.
Дело в том, что расчет потенциальной грузовой базы Восточного полигона формировался с учетом потребностей крупных грузоотправителей, производственные мощности которых размещены за пределами Приморского края. Это так называемые точки зарождения груза. Но при этом не учитывалась потребность в грузовой базе действующих портовых мощностей и строящихся новых морских терминалов. Мы рассчитываем, что при формировании потенциальной грузовой базы Восточного полигона в период 2025–2030 гг. обязательно будут приняты во внимание потребности морских терминалов с учетом реализации крупных портовых инвестиционных проектов.
Автор: Олег Кожемяко, губернатор Приморского края
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.