+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
28.11.2023 12:12:20
Логистика / Мнения
РЖД-Партнер

Сегодня нет экономических моделей, которые бы однозначно доказывали окупаемость инвестиций в транспортные коридоры

Сегодня макроэкономика в мире следует скорее тенденции деглобализации: разделению всех стран, экономических зон по локальным интересам. Но транспортные коридоры представляют собой противовес деглобализации, соединяя все экономические регионы цепями поставок.
Сегодня нет экономических моделей, которые бы однозначно доказывали окупаемость инвестиций в транспортные коридоры
Несмотря на то, что на самых высоких уровнях стоит вопрос о том, что коридоры надо развивать, банковское сообщество говорит, что есть исключительно мало реальных обращений за кредитами для развития каких-либо инфраструктурных объектов в транспортных коридорах. Почему это происходит? Наверное, потому что сегодня нет экономических моделей, которые бы однозначно доказывали окупаемость инвестиций в соответствующие коридоры. Инвесторы, которые декларируют свою заинтересованность, в том числе и операторское сообщество, крупный операторский бизнес (компания «Дело», компания ОТЛК), говорят, что они готовы вкладываться, но им надо понимать, что есть реальная отдача, а не только достижение национальных целей, которые, конечно, являются приоритетом выделения инвестиций. Ответ на вопрос, какой объем перевозок будет следовать по транспортному коридору, позволяет тем, кто занимается обоснованием инвестиций, понять, является ли грузопоток, который в этом коридоре будет циркулировать, окупаемым. Прогнозирование грузовой базы – важнейший вопрос.

Требуется и формирование новых технологических решений, которые повысили бы эффективность транспортных коридоров. Отдельно хочу сказать, что транспортный коридор и все технологические решения в этом вопросе обеспечивают следование целям устойчивого развития и целям сохранения экологии нашей планеты: идет уменьшение пути доставки, уменьшение выбросов. Это достижение зеленых целей, которые ставит перед собой сегодня все мировое сообщество. Но когда речь идет об инвестициях, важно не только само развитие транспортной инфраструктуры, но и обеспечивающие его факторы: создание любого транспортного коридора потребует от операторского сообщества привлечения дополнительного парка вагонов и контейнеров, а также безусловно потребует развитие ТЛК на территории данного региона.

В транспортном коридоре осуществляется взаимодействие всех видов транспорта. Чтобы оно было эффективным, конечно, необходимы цифровые технологии – электронный документооборот обмена между всеми субъектами. В РФ происходит прорывное движение в этом направлении – создается национальная транспортно-логистическая платформа. Буквально на прошлой неделе Министерство транспорта говорило, что к 2024 году к технологии электронного документооборота будет привлечен и морской транспорт, в перспективе – авиация. Но понятно, что это локальная платформа. Выход электронного взаимодействия за пределы РФ по-прежнему остается проблематичным, как и реальное использование созданных инфраструктурных цифровых сервисов.

Фактором технологической и экономической эффективности является также симметричность товародвижения в транспортном коридоре. Чтобы направления «север-юг» и «юг-север» функционировали эффективно, необходима их симметричность. Пока в области контейнерных товаропотоков она не наблюдается. По оценкам экспертов, направление «север-юг» является все-таки более востребованным. Грузы не в контейнерах обладают большей симметричностью товаропотоков, хотя все равно здесь еще есть проблемы для технологической эффективности.

Транспортный коридор – это система, в которой участвуют многие объекты. От того, как они смогут построить подчинение своих локальных интересов общим интересам системы, также будет зависеть эффективность коридора. На каждом стыке возникает потеря, возникает проблема стыковки локальных интересов каждого участника цепочки с общих коридором. Современная теория оптимизации предлагает новый принцип, новую теорию мультиагентного взаимодействия в сложных системах. Эта теория называется теория эмерджентного интеллекта. Теория заключается в том, чтоб для достижения оптимума всей системой, необходима теория компромиссов. До какой степени можно ущемить свой локальный интерес, чтобы достичь оптимума во всей цепочки поставок, интересный вопрос. Безубыточность и безубыточный объем для транспортного коридора невозможно получить на основе общего объема транспортного коридора. Нужно добиваться правильной декомпозиции коридоров: в разрезе видов груза, отдельных территорий. Нужно пытаться определить локальные оптимумы в отдельных сегментах транспортного коридора, тогда принятие инвестиционных решений будет проходить легче, будет легче формироваться государственно-частное партнерство.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions