Сегодня заметна консолидация рынка грузоперевозок. На железных дорогах она идет на разных уровнях и с разным успехом: мелкие операторы объединяются и поглощаются крупными, экспедиторские компании находят синергетические проекты и ищут возможности для объединения бизнеса. В автомобильном бизнесе происходит примерно то же. Многие компании-перевозчики развивают экспедиционные компетенции для того, чтобы как можно больше мелких перевозчиков привлекать к исполнению своих контрактов. К тому же, несмотря на то, что сегодня сохраняется большое количество перевозчиков по разным видам транспорта и мы наблюдаем разнообразие и значительное количество как грузоотправителей, так и владельцев транспортных средств, все еще отсутствуют качественные унифицированные стандарты грузоперевозок.
Усиливается конкуренция между железными дорогами и автомобильными перевозками. Мы попытались оценить, как изменяется межвидовая конкуренция в зависимости от реализации программ, связанных с внедрением инновационных вагонов, инфраструктурных проектов, продуктов диджитализации. Исследования показали, что конъюнктурные изменения на рынке ж/д перевозок незначительно влияют на конкурентоспособность (около 10%). Большее влияние оказывает развитие инфраструктурных проектов (до 27%), но они требуют значительных инвестиций. Близкими по значимости является активная разработка, внедрение и использование цифровых сервисов, агрегирующих спрос и предложение, делающих рынок более прозрачным (25%). Их использование позволяет снизить себестоимость перевозок и повысить конкурентоспособность железнодорожного транспорта. Понятное дело, что аналогичное влияние на конкурентоспособность подобные мероприятия будут оказывать и в автоперевозках.
В данный момент на рынке отсутствует инструментарий, который позволил бы объективно и быстро сравнивать и выбирать способ транспортировки и вид транспорта. Эти вопросы решают либо специалисты транспортных отделов, либо экспедиторские компании. Это усложняется тем, что есть различия в нормативных требованиях по организации перевозки различными видами транспорта, затруднено их сопряжение при мультимодальной составляющей транспортной логистики.
Рынок уже готов к созданию единой платформы, которая бы позволила объединить все виды перевозки и создать, к примеру, сквозную поставку с использованием всех видов транспорта. Наверное, за такой платформой будущее. Она даст возможность оперативного получения необходимой информации и обмена данными, как итог, мы получаем сокращение стоимости услуг. Это позволяет пользователю объективно выбирать контрагента. Есть и угрозы, которые конкретные пользователи, специалисты логистических компаний, видят в развитии этих сервисов: сокращение рабочих мест, недостаток гарантий и исполнения обязательств, увеличение бюрократизации процедур, а также изменение устоявшихся деловых отношений с контрагентами, неготовыми к работе в новых условиях. Но мое глубокое убеждение, что подобного рода опасения потенциальных пользователей в корне не соответствуют действительности и могут быть сняты путем повышения компетенций этих самых пользователей за счет разработки и запуска разного рода обучающих программ, в которых на конкретных примерах и кейсах будут разбираться ситуации получения серьезных преимуществ по сравнению с устаревшими алгоритмами и бизнес-процессами за счет использования подобных сервисов.
Сегодня процессы внедрения и распространения агрегирующих сервисов тормозит огромное количество ресурсов без работающей функциональной модели (например, доски объявлений), что ведет к низкому уровню доверия к этим сервисам из-за отсутствия гарантий оказания услуги и ценовой модели, обеспечивающей объективное ценообразование. Также играет свою роль и человеческий фактор – критическое отношение к системам с капиталом, аффилированным к крупнейшим игрокам рынка. Проблемами являются, кроме того, опасения потенциальных пользователей и недостаточность компетенций для работы пользователей с ресурсами.
Обобщая, если мы говорим о проектах большого цифрового комплекса, логистического или транспортного, мы должны понимать, что под это необходимо трансформировать наши бизнес-процессы. На текущий момент рынок в этом плане сильно разрознен. Всего у 10% компаний цифровизация внутренних процессов превышает 50%, и, по разным оценкам, до 70% компаний по-прежнему ведут бизнес «на коленке». Чтобы начать трансформацию бизнеса, мы должны в большей части компаний пройти этапы полноценной оцифровки данных и автоматизации внутренних бизнес-процессов.
Автор: Сергей Афанасьев, сооснователь агрегатора вагонов Vagonline.Ru
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.