+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
20.06.2025 15:19:52
Логистика / Новости
РЖД-Партнер

«Канавара Логистик»: логистика в новых реалиях — время адаптироваться и искать точки роста

Несмотря на структурные изменения во внешнеэкономических связях России и видимый поворот на Восток, логистика и экспортно-импортные потоки страны сталкиваются с устойчивыми вызовами. Общее падение грузооборота, рост издержек на фоне санкционного давления и ограниченное развитие новых направлений, таких как Африка, не позволяют говорить о полной адаптации к новой реальности. Эти и другие проблемы обсуждались на конференции «ВЭД-2025» в рамках Петербургского международного экономического форума.
По словам заместителя генерального директора по работе с клиентами «Канавара Логистик» Андрея Серебрякова, Россия все еще опирается на традиционных партнеров. Так, Китай занял лидирующую долю — более трети товарооборота. При этом Европа, несмотря на санкции, по-прежнему остается значимым торговым партнером: в первом квартале 2025 года экспорт в регион составил $14,5 млрд, а импорт — $15,8 млрд. Африка, в отличие от ожиданий, не стала заметной альтернативой. По словам эксперта, при экспорте на $5,1 млрд и импорте всего $1,1 млрд доля континента остается крайне незначительной: «Любое увеличение потока выглядит позитивно в процентах, но реальная объемная доля все еще мала», — подчеркнул он.

Внутри страны ситуация также не показывает признаков стабильности. В мае 2025 года погрузка на сети ОАО «РЖД» снизилась на 9,4% год к году, а грузооборот упал на 3,4%. По мнению Серебрякова, значительная часть клиентов уходит в автотранспорт: «Они могут перевезти товар дешевле, в то время как РЖД продолжает повышать тарифы».

Грузоперевозки из Китая демонстрируют неоднозначную динамику. Хотя контейнерооборот вырос на 0,5% за январь–апрель, общее падение грузовой базы и индекс деловой активности ниже 50 пунктов указывают на стагнацию. Повышение ставок по направлениям из КНР в российские порты, как отметил Серебряков, пока не отражает рыночную необходимость, а скорее «пробу пера»: «Общих предпосылок для устойчивого роста пока нет».

Кроме того, эксперты указали на системные риски, влияющие на всю логистическую отрасль. Это, в первую очередь, геополитическая нестабильность, растущие санкции, укрепление рубля и высокая стоимость заимствований. Не менее остро стоит проблема фискального давления и непредсказуемости постконтроля: «Сегодняшняя система не позволяет импортеру учесть потенциальные риски в себестоимости товара», — объяснил Серебряков.

Также он выделил отсутствие единой трактовки законодательства между ФТС и Минфином, что приводит к судебным спорам, а также резкое увеличение затрат на маркировку по системе «Честный знак» и экологический сбор, который с 2026 года увеличится в 10 раз. Эти факторы дополнительно усложняют планирование и ведение внешнеэкономической деятельности.

Таким образом, несмотря на адаптационные шаги и переориентацию внешней торговли, российская логистика и ВЭД продолжают функционировать в условиях многослойного давления. Расширение новых направлений, таких как Африка, требует не только политической воли, но и инфраструктурной поддержки, а логистическому сектору необходимо долгосрочное регулирование, учитывающее реальную экономическую нагрузку.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions