– Большинство экспертов считают, что в России меньше всего нуждаются в импортозамещении продукты питания. Вы с этим согласны?
– С пищевой промышленностью в России в целом все в порядке. Основа продуктов питания, которые продаются в большинстве федеральных сетей (и не только федеральных), – это все-таки российские продукты. Можно говорить о большом количестве категорий: это мясная и колбасная гастрономия, молочная продукция, бакалея. С овощами и фруктами дела обстоят несколько хуже. Основными поставщиками овощей и фруктов являются в основном наши восточные и южные соседи: Азербайджан, Армения, Узбекистан, Турция. Чаще всего экзотические фрукты и цитрусовые нам поставляет Юго-Восточная Азия, а бананы – Южная Америка. Эти страны лояльно к нам относятся, санкции непосредственно сами не вводят, но часто сталкиваются с характерными для всего мира, а не только для нашей страны проблемами с логистикой. Следствием этого является удорожание товаров и перепады поставок.
– Российские производители, как правило, используют импортные компоненты для изготовления конечного продукта. Будут ли очевидные сложности в этом аспекте?
– Действительно, многие работают на импортных производственных линейках, которые требуют сервиса, запчастей. Зачастую – тоже иностранных. Сервис может оплачиваться в валюте, которая также нестабильна по отношению к рублю. Упаковка и составляющие для ее производства в нашей стране тоже импортные, что оказывает влияние на конечную стоимость продуктов. Но в некоторых категориях можно найти решения. Те линии, которые уже функционируют на производствах в России, смогут обойтись без сервиса какое-то время. Можно будет попробовать перейти на отечественные запчасти. Не исключено, что запчасти для производственного оборудования начнут завозить из каких-то других стран, которые не налагали санкции. Например, азиатские линейки. Не во всех категориях и не для всех продуктов такой вариант будет на 100% верным решением, но для некоторых точно подойдет. К тому же Китай может оперативно подстроиться под новый растущий спрос. К слову, и сами продукты нередко имеют импортную составляющую. Взять, например, закваски для сыра и кисломолочных продуктов. Для них уже есть аналоги в России, в Турции и других странах. Соответственно, можно будет найти подходящие варианты для импортозамещения этого компонента.
– Можете привести примеры удачного импортозамещения в других отраслях промышленности?
– Возьмем российских производителей бумаги. Оставшись без химиката, необходимого для отбеливания бумаги, они сразу же начали усиливать следующие направления собственного производства. Во-первых, они запустили линейку неотбеленной бумаги – так называемой эко-. Во-вторых, они оперативно приступили к поиску новых поставщиков в Китае, Турции, Юго-Восточной Азии. В-третьих, вместе с техническим отделением Северного (Арктического) федерального университета разработали свой химикат, который временно способен заменить западные аналоги. Производители оперативно перестроились и нашли варианты для того, чтобы не останавливаться.
– Насколько быстро перестроятся остальные российские категории?
– Это пока неизвестно. Большое число компаний, в том числе западных, прямо говорят о том, что они не приостанавливают работу в России. По крайней мере, производственные заводы будут поставлять средства первой необходимости. Средства гигиены, бытовая химия, косметика и т. п. продолжат выпускаться в нашей стране. Можно полагать, что эти компании предполагают наладить поставки компонентов, из которых это все изготавливается. Следовательно, единственной сложностью, которую мы сейчас не можем решить импортозамещением, является логистика.
– А как сами западные страны, по Вашему мнению, будут теперь замещать товары, прежде получаемые из России?
– Сразу отмечу, что Европа и США сейчас тоже сталкиваются с одним из крупных транспортных кризисов, а не только с энергетическим кризисом. Проблемы с логистикой коснулись не только России. Очень многие европейские страны, например Франция и Испания, не могут доставить из одного конца в другой грузы (в том числе продовольственные) из-за массовых забастовок транспортников. Основная причина – резкое подорожание топлива. В Европе сейчас бастуют перевозчики, бастуют фермеры. Россия является одним из крупнейших экспортеров зерна в мире. На настоящий момент РФ временно приостановила экспорт зерна куда бы то ни было, даже в дружественные страны, тем самым блокируя возможности параллельного импорта. В то же время Аргентина закрыла экспорт сои. Единственный продукт, поставки которого сегодня никак не ограничены, – это белый рис. Основными производителями и поставщиками риса являются Индия, Китай, Индонезия, Бангладеш. Вполне возможно, что именно рис сможет заместить продукты, экспорт которых оказался временно ограничен. Лидеры по импорту и экспорту риса – Индия, Таиланд, Вьетнам, Пакистан.
– Получается, что в нынешних реалиях почти нет таких продуктов, которые прежде доставлялись из России на Запад и которые можно было бы заместить?
– Там, где наша доля экспорта небольшая (речь про черную икру и водку), США, скорее всего, смогут обойтись без импортозамещения. Российское мороженое продолжат экспортировать в Китай, и США также не станет замещать его импортом. Как правило, те категории товаров, в которых Россия не является крупным импортером, жизненно необходимыми не являются. Это либо элемент роскоши, либо элемент удовольствия. Соответственно, от них будут попросту отказываться. Гораздо хуже обстоят дела с пшеницей, так как в мире аналоги отсутствуют. Такого объема зерна на рынке просто ни у кого нет.
Беседовал Степан Ратников
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.