– Какие новые технологические и логистические решения предлагают транспортно-логистические компании для обеспечения вывоза продукции промышленных предприятий?
– Их спектр очень широк – это и долгосрочные контракты с фиксацией стоимости на определенный период, и страхование грузов, факторинг, охрана дорогостоящего груза, экспресс-доставка и т. д.
Что касается технологических решений, транспортно-логистические компании активно внедряют IТ-сервисы, способные автоматизировать процессы заказа и сопровождать перевозки грузов в одном окне. У крупнейших игроков уже оцифрованы основные производственные и финансовые бизнес-процессы и внедряются новые модели ведения бизнеса. Растет доля цифровых экспедиторов и транспортных платформ-агрегаторов, автоматизирующих процессы перевозки грузов с минимальным участием человека.
– Какие сервисы дополнили традиционную логистику?
– Традиционную логистику сейчас дополняют IТ-сервисы, упрощающие коммуникацию грузоотправителя с перевозчиком. Вместо долгих переговоров по стоимости используют автоматизированные торги по разовым заявкам и долгосрочным контрактам с градацией по цене и исполнителю. Вместо звонков с вопросами: «Где мой груз?» применяется мониторинг статуса перевозки и наблюдение за транспортом в реальном времени. Вместо «Пришлите скан-копии накладных курьером» внедряется электронный документооборот.
Резюмируя вышесказанное, можно отметить такие сервисы, как:
– мониторинг статуса перевозки, наблюдение за транспортом в реальном времени;
– электронный документооборот;
– сервисы проверки контрагентов;
– автоматизированная система торгов;
– личный кабинет клиента.
– Какие аспекты работы транспортно-логистических компаний имеют наибольшее значение для клиентов-грузоотправителей?
– А вот здесь, кстати, ничего и не меняется. Всегда для клиентов-грузоотправителей важны два главных аспекта: надежность и цена.
Надежность действующего партнера-перевозчика определяется через показатели SLA, KPI (количество срывов, опозданий и т. д.), надежность потенциального партнера – через сервисы проверки компаний, проверку водителей и транспортных средств.
Ценообразование – всегда острый вопрос на рынке транспортно-логистических услуг. Многие грузоотправители договариваются об индивидуальных тарифах при большом объеме отправок. Также достичь выгодных рыночных цен на закупку транспортно-логистических услуг грузоотправитель может, используя современные инструменты торгов и тендеров.
На рынке логистики ведется жесткая борьба за лояльность клиентов, поэтому компании особенно внимательно относятся к оптимизации собственной деятельности, снижению затрат и роста эффективности конечных сервисов. Один из самых полезных подходов для этого – использование методов математического моделирования. Построение цифрового двойника отдельных функций, процессов или целых бизнес-систем позволяет моделировать различные сценарии развития, просчитывать результат управленческих решений, проводить анализ «что, если».
По результатам использования математических моделирований клиенты BIA Technologies отметили сокращение издержек на 20% за счет исключения рискованных неэффективных решений, а также сокращение операционных затрат на 25%, отказавшись от лишних операций.
– Какие IT-продукты Вы можете назвать наиболее перспективными в актуальной ситуации на рынке?
– Транспортно-логистическая отрасль вошла в число наиболее пострадавших в период кризиса, вызванного пандемией. В условиях кризиса самыми востребованными технологиями оказались искусственный интеллект, блокчейн и SAAS-платформы. Рост интереса к облачным платформам во многом связан с переводом целых отделов логистики на удаленный режим работы.
В области цифровизации железных перевозок хотелось бы отметить создание инструментов организации мультимодальных пассажирских перевозок, платформ управления и мониторинга грузовых перевозок, а также разработку инструментов интеллектуального управления движением, цифрового моделирования и мониторинга транспортных средств и объектов инфраструктуры.
Логистика будет и дальше качественно меняться благодаря технологиям. Особенно перспективны IT-продукты, способные снизить себестоимость продукции за счет сокращения операционных затрат грузоотправителя на логистику. В 2020 году мы прогнозируем дальнейший рост IТ-бюджетов на автоматизацию логистики, особенно в сегменте e-commerce, показывающем двузначные темпы роста.
На рынке IТ на транспорте в 2020 году уже сейчас можно выделить несколько основных векторов развития:
– массовое внедрение продуктов и сервисов для масштабирования и развития доставки на последней миле, в частности курьерской доставки;
– создание сервисов автоматизации электронной транспортной накладной и электронного путевого листа;
– развитие платформенных решений и сервисов, которые автоматизируют работу служб закупки транспортных услуг в крупных производственных и торговых компаниях, ритейле;
– развитие сервисов, которые в будущем станут площадками для использования беспилотного транспорта;
– создание и применение специализированных сервисов для цифровизации железнодорожных перевозок;
– использование методов математического моделирования для повышения качества сервисов в области грузоперевозок.
Беседовала Юлия Чернышевская
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.