+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
17.01.2024 09:03:35
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

AR и VR – эффекты цифровизации

Если еще несколько лет назад мало кто понимал, что такое цифровые двойники на производствах, а на работниках AR-очки в цехах вызывали удивление, то сейчас это становится обычным делом. О том, в каких отраслях сотрудники знакомятся с новыми технологиями все ближе и насколько легко идет процесс их внедрения, РЖД-Партнер поговорил с директором центра цифровых технологий АО «Моделирование и цифровые двойники» Андреем Крыловым. По его словам, одной из сфер, где VR и AR востребованы, можно считать железнодорожное машиностроение.
AR и VR – эффекты цифровизации

– Андрей Николаевич, насколько сегодня на производствах прослеживается тренд на VR (виртуальную реальность) и AR (дополненная реальность)?

– Сегодня интерес к использованию виртуальной (VR) и дополненной реальности (AR) на российских предприятиях не является преобладающим, однако довольно сильно заметен. Эти решения наиболее востребованы в ряде сфер, в том числе железнодорожной, включая железнодорожное машиностроение.

VR является эффективным инструментом для разработки тренажерных систем, которые помогают людям правильно действовать в штатных и нештатных ситуациях. VR-тренажер сегодня – один из самых эффективных способов обучения, благодаря эффективному «погружению» в проблему для выработки необходимых навыков.

Интерес к дополненной реальности не столь однозначен, хотя польза от ее применения может быть значительна. Существуют задачи, в которых AR-технологии помогают максимально понятно объяснить человеку необходимые действия в реальных производственных ситуациях, например, в процессе технического обслуживания и ремонта.

Оборудование с каждым днем становится сложнее, поэтому требования к персоналу, обеспечивающему его эксплуатацию и ремонт, повышаются. Последние события, связанные с прекращением в России большинством иностранных компаний-производителей сервиса производственного оборудования, резко повысили спрос на квалифицированных специалистов, способных обслужить и отремонтировать его.

В данном случае дополненная реальность является очень эффективным инструментом. В дополненной реальности инженер может получать подсказки в виде анимации требуемых действий, которые будут визуально наложены прямо на физическое оборудование, он увидит на экране мобильного устройства те действия, которые ему нужно совершить.

 

Помощник для сборки

– Отдельно стоит отметить важность дополненной реальности для сборочного передела производства. Какие здесь применяются технологии?

– Эту сферу деятельности сложно полностью автоматизировать из-за вариативности и сложности сборочных операций. В данном случае AR-технологии обеспечивают хорошее подспорье в виде пошагового сопровождения сборочных работ и позволяют показывать нужную сборочную операцию непосредственно на физическом изделии.

Сейчас мы отмечаем активное развитие нормативной базы. Например, недавно появился ГОСТ Р 59278-2020, касающийся интерактивных электронных технических руководств, действующих в дополненной реальности с применением ИИ. Это позитивный признак, который показывает готовность не только промышленности к внедрению, но и нормативной базы к оптимизации.

 

Цифра в помощь! 

– В каких отраслях еще эти технологии востребованы? Легко ли вообще предприятия идут на цифровые обновления?

– В первую очередь, стоит выделить сферу непрерывного производства – нефтепереработку, нефтехимию, энергетику. Это направления с высокими требованиями к бесперебойной работе производственного оборудования: необходимо максимально оперативно устранять аварии, проводить техническое обслуживание и ремонт. При этом работа должна выполняться качественно и исключать ситуации незапланированных остановок, поскольку все они приводят к существенным убыткам.

Вторая сфера – это машиностроение, переживающее сейчас высокую востребованность и одновременно нагрузку на производственный комплекс. В этой отрасли высок запрос на квалифицированных специалистов. Соответственно, предприятия заинтересованы в том, чтобы максимально наглядно передавать лучшие практики новым сотрудникам.

Конечно, предприятия не всегда легко принимают подобные обновления. Это связано с их готовностью, в том числе технологической: применение дополненной реальности даст эффект только при наличии определенного уровня цифровизации. Для машиностроения желательно, чтобы конструкторская и технологическая подготовка производства была оцифрована.

Для внедрения технологий важно наличие информационных систем, сопровождающих и учитывающих выполняемые работы, а также содержащих оцифрованные технологические карты. Те предприятия, у которых электронный макет является подлинником конструкторской документации на выпускаемое изделие, а технологические процессы формируются в цифровом виде, могут с легкостью применять AR-технологии для сопровождения сборщиков на производстве. Для данных производств внедрение интерактивного сопровождения слесарей в дополненной реальности при сборке изделий является логичным продолжением цифровой подготовки производства.

Цифровые двойники, в свою очередь, востребованы в любом типе производства со сложными технологическими процессами, поскольку они позволяют повысить прозрачность, прослеживаемость и их оптимизацию в динамическом режиме.

 

Ищем выгоду 

– Необходимы ли цифровые технологии транспортной отрасли и как могут быть применимы?

– Да, отрасли они необходимы. Технологии могут применяться на этапе инжиниринга, проектирования, производства, эксплуатации. Фактически весь жизненный цикл, кроме этапа утилизации, выигрывает от применения цифровых двойников и дополненной и виртуальной реальности.

 

– Создание цифровых технологий для предприятий – насколько это затратно?

– Все зависит от сценария применения. Предприятие, решившее использовать дополненную реальность для сопровождения персонала на этапе сборки локомотива, может внедрить его с минимальными затратами, если у него есть конструкторская и технологическая документация в цифровом электронном виде.

Фактически эта цифровая документация полностью готова для применения в виде цифрового электронного руководства, к примеру, в дополненной реальности. Это обеспечивает исчерпывающую информацию, позволяющую не совершать ошибок и повысить скорость сборки.

 

Есть и сложности… 

– Какие сложности могут возникать при внедрении цифровых двойников, VR/AR-технологий?

– Существуют две ключевые сложности. Во-первых, это необходимость исчерпывающего обоснования окупаемости проекта на начальном этапе. Желание предприятия минимизировать риски внедрения новой технологии и иметь полное понимание результатов в виде финансового обоснования объяснимо, но, к сожалению, инновации не так прозрачно обосновываются – на эффект влияет много внутренних факторов предприятия, а сложившихся лучших практик для данного профиля производства может не быть.

Если предприятие приобретает новый станок, то окупаемость вложений очевидна – он сможет обеспечить дополнительную выработку продукции. Однако привести такую же однозначную оценку технологий виртуальной и дополненной реальности и цифровых двойников сложнее, особенно на старте проекта, когда количество неизвестных факторов, влияющих на результаты проекта, максимально.

Другая сложность связана с приживаемостью технологии. Это важный фактор, который не всегда однозначно положителен для инноваций. Он будет зависеть от того, насколько хорошо будет реализован конкретный проект, насколько правильно организована эксплуатация нового решения.

Критически важна не только сама технология и компетенция ее провайдера, но и вовлеченность заказчика в ходе проекта и правильное восприятие нового решения со стороны ее пользователей на производстве, готовность менять сложившиеся практики, применяя инновации. Здесь определяющую роль играет стратегия менеджмента предприятия во внедрении инноваций и система мотивации сотрудников.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions