• Ставка на полувагон
    2200
    -21 %
    руб./сут.
    май 2022
  • Индекс качества I КВАРТАЛ 2022Г. - 57 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 51.16 -1.81 EUR ЦБ РФ 53.86 -2.03
    BTC 19203.43 usd BTC 1009332.28 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
12.04.2022 11:43:54
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Транспортная реформа в Петербурге: поведение меняется, жалобы еще решаются

В комитете по транспорту Санкт-Петербурга подвели итоги первых 10 дней работы новой транспортной реформы. Напомним, I этап новой модели транспортного обслуживания (НМТО) запустили в Санкт-Петербурге 1 апреля. В разных районах города были открыты 24 новых маршрута, возобновлено движение по трем маршрутам, изменилось движение 19 автобусов, закрылись три социальных и 33 коммерческих автобусных маршрута с полной заменой другим транспортом. По новым правилам начали работать 97 новых маршрутов, на маршрутную сеть выехали 864 современных низкопольных газомоторных автобуса.
Транспортная реформа в Петербурге: поведение меняется, жалобы еще решаются
Поэтапный запуск

В июле прошлого года по итогам консультаций с компаниями-перевозчиками комитет по транспорту принял решение переходить на новую модель поэтапно с учетом готовности необходимой инфраструктуры и сроков поставки подвижного состава. Как отмечают в администрации города, главная цель НМТО – переход на принципиально новый единый стандарт качества транспортного обслуживания – отказ от морально устаревших и небезопасных маршруток (их заменят современные комфортабельные и экологичные автобусы), запуск актуализированной маршрутной сети, создание более 200 новых остановочных павильонов и распространение действия льгот на весь наземный общественный транспорт.

Новая модель действует с 1 апреля – в рамках новой транспортной реформы, предусматривающей ряд мероприятий, в том числе и обновление подвижного состава в метрополитене, «Горэлектротранс» и «Пассажиравтотранс», строительство метро, развитие парковочного пространства, увеличение количества выделенных полос и т. д.

Второй этап запуска модели – 1 июня и третий – 15 июля. Эти сроки, как отмечает председатель комитета по транспорту Кирилл Поляков, были выбраны не случайно, а в соответствии с № 220-ФЗ, чтобы «более плавно входить в новую модель транспортного обслуживания как одну из составляющих транспортной реформы».

Сегодня все 100% новых автобусов, вышедших на линии, доступны для маломобильных граждан, оборудованы всеми необходимыми средствами комфорта – кондиционерами, USB-зарядки, аппарелями, устройствами информирования и т. д. Вся эта техника работает на экологически чистом топливе.

Одно из главных нововведений модели – работа по бескондукторной оплате проезда. С 1 апреля 97 бригад проверили почти 29 тыс. пассажиров, но безбилетников было выявлено только 76. Более 99% оплачивают проезд современными бесконтактными способами, в том числе и единой картой петербуржца и картой «Подорожник». На всех маршрутах действуют все виды льгот, которые утверждены в Санкт-Петербурге.

«Мы видим заметное изменение транспортного поведения людей: там, где раньше, например, человек пересаживался из маршрутки коммерческого перевозчика в метрополитен, идет определенный переток пассажиров, в том числе из метро на маршруты «Горэлектротранс» и «Пассажиравтотранс». На тех маршрутах, где количество пассажиров увеличивается и наполняемость подвижного состава превышает 70%, мы адресно увеличиваем объем подвижного состава», – поясняет К. Поляков.

В рамках новой модели были ликвидированы те маршруты, которые повторяют схему движения метро. Кроме того, длинные маршруты, на которых возникают риски опозданий, были разделены на две части.

Без сбоев пока не получается

Несмотря на бодрый запуск модели, как отмечает К. Поляков, в эти 10 дней наблюдались определенные сбои в работе модели, причины возникновения которых носили как объективный, так и субъективный характер.

Например, в первые дни наблюдались жалобы пассажиров на работу валидаторов или работу пересадочного тарифа «60 минут». Также на некоторых маршрутах новые автобусы иногда давали сбои и приходилось оперативно менять подвижной состав, что вызывало определенные ненормативные перерывы в графике движения общественного транспорта.

При этом на первом этапе работы если пассажир не смог оплатить проезд в автобусе с неработающим оборудованием, его не будут штрафовать. Но перевозчик за маршруты с неработающим оборудованием оплаты не получит.

В комитет приходят жалобы от пассажиров, но, как говорит председатель, нельзя утверждать, что их число кратно возросло. «Увеличилось количество в первую очередь информационных справок: люди спрашивают, как изменится трасса того или иного маршрута, в каком графике он будет ходить. Кроме того, кто-то спрашивает, почему социальный маршрут не останавливается около прежнего места, у газона, например. Но в рамках перехода на новую модель остановка общественного транспорта предусмотрена только на специально оборудованных остановочных пунктах. Выход из транспорта должен осуществляться только на твердое покрытие. Это требование мы будет соблюдать», – говорит К. Поляков.

По его словам, за прошедшие выходные эти проблемы были устранены. И на сегодня количество жалоб о том, что не срабатывает пересадочный тариф, свелось к минимуму. Но пока не все осведомлены о том, что тариф «60 минут» действует только на наземном транспорте и к метро не имеет никакого отношений. Для метрополитена есть отдельный тариф «90 минут».

Покупка билетов тоже пока непроста

От жителей Петербурга поступили жалобы о том, что неудобно покупать разовые билеты, так как киоски работают не круглосуточно и их всего 19 на весь город, а кассы метро также есть не на каждой улице.

Как объясняет К. Поляков, те пассажиры, которые редко пользуются проездными картами, могут приобрести карту «Подорожник», положить на нее деньги, которые не сгорят. Пополнить ее можно и электронным способом, и непосредственно в кассах всех станций метрополитена и всех кассах организатора перевозок. На сегодня разовый проезд за наличные стоит 60 руб. и через QR-код – 40 руб. по «Подорожнику».

Кроме того, жители сообщают, что QR-код действует 3 суток, что осложняет возможность приобретения билетов на неделю вперед. Для решения этой проблемы комитет планирует в ближайшее время открыть новые точки – в этом месяце будем проводить эксперимент с торговыми сетями, где будут продаваться разовые билеты. Можно будет купить 10 разовых поездок общей стоимостью 600 руб.

«С крупнейшими сетями мы сейчас в высокой степени готовности подписания договоров, есть ряд технических сложностей, связанных с учетом этих 10-разовых проездных билетов. Все необходимые нормативные акты комитет по транспорту выпустил. Думаем, что начнем в течение ближайших дней эксперимент с одной из сетей, о чем объявим дополнительно. И развернем возможность покупки на максимально широкую аудиторию, где расположены магазины этих сетей и где нет станций метро и нет касс организаторов перевозок», – говорит К. Поляков.

Хватит ли бумаги на проезд по QR-коду?

Новая модель проезда по QR-коду на новых автобусных маршрутах состоит в том, что транспорт оборудуют валидаторами на поручнях и, чтобы оплатить проезд, можно будет использовать «Единую карту петербуржца», «Подорожник», банковскую карту, смартфон или штрихкод на бумажном билете. Такой разовый билет с QR-кодом будут продавать в кассах метрополитена, в некоторых сетях розничной торговли и через СПб ГКУ «Организатор перевозок».

По данным комитета, по QR-кодам за неделю было продано 432 билета. «Мы полагаем, что при таких объемах бумажная лента не закончится, но мы поддерживаем цифровизацию в данном направлении. Сегодня прорабатывается вопрос ухода от кассовых чеков также и на борту подвижного состава», – говорит К. Поляков.

Добавим, что еще в конце марта глава городского комитета по транспорту заявил СМИ, что проблем с печатью разовых билетов на общественный транспорт в Петербурге из-за недостатка бумаги не будет. По его словам, кассовая лента не закончится никогда и разовые билеты с QR-кодом будут.

Новая модель выгодна?

Как рассказывают в комитете, стоимость реализации транспортной модели на 6 лет – 193 млрд руб. Эта сумма предусмотрена в бюджете Петербурга и включает в себя, как поясняет К. Поляков, расходы на закупку подвижного состава, на заправку топливом, зарплату водителям. «В 193 млрд входит стоимость контракта всех 20 контрактов, которые заключены в рамках новой модели с четырьмя перевозчиками. Четвертый вступает в реализацию на III этапе модели в основном на машинах средней вместимости», – комментирует он.

При этом он обращает внимание на то, что идея реализовать новую модель была задумана не для экономии средств, а прежде всего для обеспечения такого крупного города, как Санкт-Петербург, соответствующим качественным транспортом.

«Естественно, переход на социальный транспорт для бюджета Петербурга обходится дороже, чем старая схема. И мы не говорим об экономии – мы говорим о новом качестве транспортного обслуживания и новом облике транспорта. Мы планомерно в рамках транспортной реформы решаем эту задачу, в том числе уход от серого нала, от криминальных схем. Мы ставим все абсолютно на цивилизованные рельсы, как это сделано в Москве», – высказывается председатель комитета.

Генеральный директор АО «Третий парк» Кирилл Дьяковский добавляет, что определенные затраты несет и каждый перевозчик. Расчет бизнес-модели проводился таким образом, чтобы рентабельность перевозчика, согласно приказу Минтранса, составляла около 6%. «С учетом сегодняшней и будущей конъюнктуры, естественно, этот процент может измениться. Но основные средства город тратит не на то, чтобы оплатить нам услуги. В это финансирование заложена и стоимость транспорта. Сейчас эта сумма колеблется от 13–15 млн, включая оборудование», – отмечает он.

Кроме того, как добавляет директор по организации перевозок ООО «Вест-Сервис» Роман Юренев, инвестиции касаются не только подвижного состава, но и инфраструктуры парков. Для реализации новой модели транспортного обслуживания компании пришлось дополнительно инвестировать в моечные комплексы, ремонтные подразделения, плюс самостоятельно развернуть газовую инфраструктуру по заправке автобусов.

Когда появится новый транспортный портал?

По словам заместителя директора Санкт-Петербургского ГКУ «Организатор перевозок» Павла Адарича, сегодня в разработке находится новый транспортный портал, где у пассажира будет возможность самому проверить на интерактивной карте, какие изменения появились на тех или иных маршрутах. Он отмечает, что доля пассажиров, которым придется менять транспортные привычки, составляет около 2%. Сегодня им также необходимо обращать внимание на альтернативные способы проезда.

В комитете добавляют, что I этап модели только запущен, он составляет около 30% всей модели. И во время ее работы транспортное поведение людей будет постепенно меняться.

«Естественно, многие люди стоят и ждут автобус. Но не надо ждать автобус – надо идти на трамвай. Надо четко посмотреть, из какой точки и куда вам надо добраться, и выбрать себе наиболее транспортный маршрут и по деньгам, и по времени», – говорит К. Поляков.

Заместитель генерального директора по управлению проектами ООО «Домтрансавто» Евгений Старшинов добавляет, что в каждом автобусе есть контактный номер и QR-код, через который каждый пассажир может отправить обращение, жалобу или предложение.

Новая модель нравится пассажирам?

Как утверждают представители перевозчиков, получают они не только жалобы о сбоях в работе модели, но и много положительных отзывов от пассажиров.

«Новая модель общественного транспорта является новой не только для пассажиров, но и для перевозчиков. У нас поменялись и условия контрактов, и транспортные средства, и тип топлива. Все это новые бизнес-процессы, которые необходимо сегодня отлаживать. Все эти вопросы сложные, но мы их решаем. Этот процесс не должен отразиться на качестве обслуживания», – комментирует Роман Юренев.

Другие перевозчики, которые работают по новой модели транспортного обслуживания, отмечают, что пассажиры новых автобусов прекратили жалобы на грязные салоны. Это для них показатель качественной работы, равно как и положительные обращения по поводу внешнего вида водителей: теперь все они выходят на линии в форме.

Зайцам придется несладко

В конце марта городской комитет по тарифам сообщил о том, что с 1 апреля штраф за безбилетный проезд на транспорте вырастет с нынешних 500 до 2500 тыс. руб.

Отвечая, когда же это произойдет, К. Поляков переадресовал вопрос к депутатам законодательного собрания. «Как только этот закон будет утвержден, это сразу произойдет», – сказал он.

Добавим, что с 1 июня будет запущен II этап модели. Почти 700 новых автобусов выйдут на трассы Петербурга, окончательно завершение перехода на новую модель запланировано 15 июля. Это еще более 1200 новых машин.

Всего в рамках НМТО на дороги города выедут более 2800 автобусов, оформленных в едином стиле, появятся 92 новых маршрута. Весь подвижной состав будет современным, низкопольным, оборудован системами климат-контроля, обеспечения безопасности и информирования пассажиров.

Обслуживать пассажиров в Санкт-Петербурге в 2022–2028 гг. будут четыре частные транспортные компании – ООО «Вест-Сервис» (дочерняя компания «Питеравто»), АО «Третий парк», ООО «Домтрансавто» и ООО «Такси», а также ГУП «Пассажиравтотранс».
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Цифровизация на транспорте
    Современные цифровые решения позволяют снизить расходы на транспортную составляющую при перевозках грузов. При этом появляется возможность оптимизировать отправки и снизить риски потерь в пути. Об этом, частности, говорилось на конференции ««Цифровизация транспортной отрасли в новой реальности: санкции, риски и эффективность»», которую провел в конце марта журнал «РЖД-Партнер».
  • Санкционная логистика
  • Как развернуть металлы на восток?
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2022 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions