• Ставка на полувагон
    3200
    0 %
    руб./сут.
    Август 2023
  • Индекс качества III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 96.15 0 EUR ЦБ РФ 102.25 0
    BTC 26155.52 usd BTC 2520869.02 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
12.09.2023 13:31:51
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Северным завозом в 2024 году планируют управлять по-новому

Новые правила, касающиеся госрегулирования северного завоза, вступили в силу 1 сентября 2023 года. Для чего они были приняты и каких последствий следует ожидать участникам процесса транспортировки грузов в районы Крайнего Севера? Эти вопросы обсудили в рамках ВЭФ-2023.
Северным завозом в 2024 году планируют управлять по-новому
Напомним, что весной текущего года в Госдуму был внесен пакет документов, касающихся северного завоза. В том числе поправки в федеральные законы «Устав железнодорожного транспорта РФ» и «О морских портах в РФ».

Основная причина, которая указывалась в пояснительной записке, – обеспокоенность группы депутатов тем, что из-за отсутствия системного подхода возникли риски нарушения сроков доставки грузов. Правительству и министерствам приходилось применять ручное управление, чтобы не допустить срыва поставок жизненно важных товаров, отмечалось в документе.
Сбои усилились из-за ограничений, которые были введены в Китае. В Поднебесной традиционно закупали ряд товаров, оборот которых замедлился из-за действия санкций. Между тем период навигации на Севморпути имеет ограничения по времени.

В связи с этим предлагалось уточнить территории, которые относятся к категории северного завоза, разделить грузы на категории и установить полномочия госорганов по обеспечению сроков доставки. Железнодорожные транспортировки указанных грузов отнесли к первой и второй категориям, что означает приоритет по отношению к иным перевозкам, кроме специальных и воинских железнодорожных.

Лекарство от сбоев

Принятию новых правил предшествовал срыв северного завоза в 2021 году, из-за которого осенью возник дефицит товаров в Магаданской области и на Чукотке. И в мае 2022 года президент РФ Владимир Путин поручил определить единого оператора, представить предложения по субсидированию кредитов для северного завоза и выработать критерии определения регионов северного завоза.

Поначалу предлагалось разделить грузы северного завоза на три категории. Первая – необходимые для обеспечения жизнедеятельности населения; вторая – грузы для государственных и муниципальных нужд; третья – все иные. Однако в итоге была выработана иная формулировка – с делением на две категории и установкой приоритетов не только для РЖД, но и для стивидоров и линейных морских перевозчиков.
Также речь шла о создании федеральной государственной информационной системы мониторинга северного завоза, которая должна анализировать информацию о движении грузов и выявлять риски сбоев.

Новые правила вступили в силу 1 сентября 2023 года.

Мониторинг через АС ЭТРАН

Для грузовладельцев в ОАО «РЖД» действует 14 тарифных решений, предоставляющих скидки, уточнил заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник ЦФТО Алексей Шило. В рамках нового закона для мониторинга грузов северного завоза в АС ЭТРАН предусмотрена особая отметка, рассказал  он.

«Поскольку новый закон предусматривает маркировку всех грузов, указанных в списке первоочередных в рамках северного завоза, то их охват маркировкой должен стать стопроцентным. Это позволит организовать полный мониторинг того, как осуществляется северный завоз», – сказал А. Шило.
По его словам, просто так поставить указанную отметку не получится. Продвижение вагонов будет сопровождать логический контроль.
Кроме того, предусмотрен цифровой двойник северного завоза – в федеральной ГИС по идее должна появляться соответствующая пометка при заключении договоров на поставку, и она должна транслироваться в железнодорожные информационные системы, уточнил источник в рамках ВЭФ.

Кого охватит цифровой контур

Для улучшения северного завоза создается единый цифровой контур с централизацией управления, подтвердил первый заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов.

Это означает цифровое планирование и мониторинг выполнения северного завоза. Причем цену товаров будет определять цифровой экспедитор: ставки на транспортировку не должны превышать ставку цифрового экспедитора. Это позволит снять неоправданные наценки организаторов перевозок.

В частности, морской фрахт в 2023 году при обеспечении северного завоза вырос по стоимости в 3 раза по сравнению с 2021 годом, посетовал временно исполняющий обязанности заместителя губернатора Чукотского автономного округа Антон Яремчук в рамках ВЭФ.

Доставки осуществляются по Севморпути через Архангельск и Владивосток. Одна из причин роста ставок – короткий срок навигации. Для снижения ставок фрахта рассматривается вопрос продления сроков навигации по Севморпути. Но этим меры не исчерпываются.

Во льдах появится единый морской оператор

Для выполнения северного завоза намечено создать единого морского оператора. Он должен отвечать на федеральном уровне за организацию доставки грузов в рамках морской составляющей обеспечения необходимыми первоочередными товарами территорий Крайнего Севера.

Об этом сообщил в рамках ВЭФ председатель комитета Государственной думы РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов. Единый морской оператор будет назначен на срок 15 лет.

Северный завоз, как уточнил Н. Харитонов, охватывает 25 территорий РФ. В целом объем северного завоза оценивается в 3,3 млн т грузов.
Для улучшения северного завоза намечено улучшить логистику и качество товаров, поставляемых на Крайний Север.

Кроме того, должен улучшиться вывоз рыбы из регионов Крайнего Севера через Севморпуть. Рейс ежегодно выполняется раз в год.

На Севере усилят госрегулирование

В рамках ВЭФ-2023 прозвучал вопрос, не приведет ли создание единого морского оператора к снижению конкуренции на Севморпути. Ответ прозвучал такой: о конкуренции в данном случае речь не идет, поскольку указанные перевозки дотируются государством.

В противном случае 1 кг помидоров в Петропавловске-Камчатском, например, стоил бы 1,5 тыс. руб. А фактически данный продукт обходится в магазине в 290 руб.
Кроме того, как показывает опыт Якутии, регион может дотировать и сам процесс транспортировки. Таким образом, в Якутии установили предельную величину морского фрахта в каботаже, который не зависит от рыночных колебаний. Ведь 97% товаров для населения завозят в Якутию по воде.

В регионе имеется речное пароходство – ЛОРП. В навигацию 2022 года ЛОРП перевезло свыше 1,5 млн т грузов. Флот пароходства работает как на участках Ленского бассейна, так и на трассе Севморпути от Мурманска до Певека и в акваториях Белого и Баренцева морей.

Для перевозки грузов в 2022 году было задействовано 270 ед. флота. В навигацию 2023 года ЛОРП в эксплуатации находилось на 8% флота больше, уточнили в Минтрансе Якутии.

Отслеживать все логистические цепочки планируется через федеральную ГИС. Это важно, поскольку государство взялось регулировать северный завоз. К выпущенному закону предстоит к 1 апреля 2024 года принять около 14 подзаконных актов, которые уточнят детали данного процесса.

В частности, какие товары должны быть отнесены к северному завозу, как именно будет осуществляться мониторинг и распределяться ответственность на федеральном уровне. Предполагается, что все принятые меры помогут улучшить логистику северного завоза. И благодаря госрегулированию цены на товары первой необходимости в регионах Крайнего Севера удастся снизить примерно на 30%.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2023 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions