+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
29.09.2021 11:46:50
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Режимы ТОР и СПВ позволят через 10 лет создать новую экономику Дальнего Востока

Так считают опрошенные ТАСС эксперты. Вместе с тем, по их мнению, в рамках существующей работы не полностью реализован потенциал государственно-частного партнерства (ГЧП), которое возможно применять более широко.
По данным Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики, за пять лет работы режимов ТОР и свободного порта на Дальнем Востоке введены в эксплуатацию более 400 новых предприятий, реализуется свыше 2,6 тыс. новых проектов на 6,3 трлн руб., из которых уже инвестировано 2 трлн руб., создается 196,5 тыс. новых рабочих мест, из которых более 82 тыс. уже создано. «Меры господдержки обеспечивают на каждый рубль бюджетных вложений 30 руб. средств частных инвесторов. В развитие преференциальных режимов вложен 81 млрд бюджетных средств, а в виде налогов уже вернулось 123 млрд руб.», – отмечает министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.

По словам президента группы компаний «Арника» Александра Генералова, проекты в рамках ТОР и свободного порта, конечно, будут драйверами экономики Дальнего Востока. Если «этот процесс будет идти такими темпами, как он сейчас идет, и расширится, то наверняка в ТОРах и СПВ возникнет фактически новая экономика Дальнего Востока», пояснил он. «Мы достаточно быстро двигаемся, и наше правительство достаточно быстро создало сам режим, без раскачки. <…> Я думаю, нужно порядка 10 лет, чтобы мы увидели уже сотни и тысячи красивых проектов, которые реально будут создавать ВВП на Дальнем Востоке», – сказал он ТАСС.

Любые сферы экономики

По мнению проректора по международному сотрудничеству Финансового университета при правительстве РФ Александра Линникова, опережающими темпами в рамках преференциальных режимов на Дальнем Востоке развиваются транспорт, российские и международные грузовые перевозки, рыбопромышленная отрасль и ряд других отраслей. «И все это, разумеется, влечет за собой необходимость создания социальной инфраструктуры, образовательной инфраструктуры, здравоохранения и жилищного хозяйства», – отметил А. Линников.

В то же время, по мнению А. Генералова, сами по себе преференции не направлены на развитие каких-либо конкретных отраслей экономики и позволяют реализовывать проекты в любых сферах. В частности, по его словам, на Дальнем Востоке есть большой потенциал развития растениеводства, здесь возможно в 7–8 раз увеличить количество выращиваемых сои и кукурузы, востребованных в Азии. Также здесь можно наладить их глубокую переработку.

«В связи с тем, что здесь одновременно с этими преференциальными режимами реализуются большие государственные инфраструктурные проекты, <…> здесь может по большому счету масштабироваться индустрия любого толка. Я считаю, что юг Приморья, скорее всего, станет точкой, где может быть создано порядка 300–500 новых технологических предприятий разного толка: и промышленность, и тяжелая промышленность, и автомобилестроение, это может быть приборостроение, это может быть инфраструктура новой промышленной революции, такая как большие проекты по big data», – добавил А. Генералов.

Эксперты отмечают важность развития жилищного строительства в регионе, без которого сложно обеспечить кадрами реализуемые на Дальнем Востоке проекты, и приветствуют распространение на инвесторов проектов комплексной застройки льгот и преференций резидентов ТОР. «Разумеется, очень важно применять сбалансированные меры поддержки, в том числе и застройщиков, которые таким образом обеспечивают поддержку роста бизнеса и промышленности в этих регионах», – считает А. Линников.

А. Генералов, в свою очередь, напомнил, что жилищное строительство всегда выступает как мультипликатор и тянет за собой еще несколько отраслей, но вместе с тем создает дополнительную нагрузку на инфраструктуру. Однако, по его мнению, расширение жилищных условий само по себе подталкивает человека остаться на территории и работать на ней. «Я думаю, эти процессы должны друг друга сопровождать – развитие промышленности и создание рабочих мест, причем желательно высокооплачиваемых и требующих хорошего образования, одновременно с улучшением жилищных условий», – отметил он.

Сбалансированный подход

Эксперты считают, что разработанные государственные меры поддержки работают эффективно и в целом сбалансированны, но требуют упрощения процедуры получения средств. Кроме того, развитие человеческого капитала в регионе требует такого же пристального внимания, какое получило развитие экономики.

«Мне кажется, какой-то баланс все-таки найден. Здесь, скорее, нужно искать форму сочетания разных существующих видов поддержки, чтобы было это понятнее для всех – и для инвесторов, и для государственных органов. Честно сказать, мне кажется, что с точки зрения именно экономических моментов дальнейшее активное стимулирование со стороны государства уже проводить не нужно. С точки зрения поддержки экономики инициативы достаточно, а вот с точки зрения поддержки и развития человеческого капитала есть определенного рода пробелы, я имею в виду развитие Дальнего Востока», – сказал ТАСС руководитель Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов.

А. Линников, в свою очередь, высказал мнение о том, что здесь пока не в полной мере реализован потенциал ГЧП. «Это вопрос баланса интересов государственного и частного партнеров в каждом проекте, это вопрос финансовой модели каждого проекта, но, на мой взгляд, механизм ГЧП в недостаточной мере используется, он должен использоваться, совершенствоваться и находить более широкое применение», – отметил он.

По словам генерального директора КРДВ Игоря Носова, корпорацией разработан комплекс мер, направленных на повышение конкурентоспособности действующих преференциальных режимов и стимулирование предпринимательской активности. «Важно, что меры государственной поддержки совершенствуются совместно с инвесторами и резидентами ТОР и СПВ», – добавил он.

Минвостокразвития России приступило к реализации программы «Дальневосточная концессия», направленной на ускоренное создание инженерной и социальной инфраструктуры для инвесторов и жителей Дальнего Востока и Арктики с привлечением внебюджетных инвестиций. По оценкам Минвостокразвития, новый механизм позволит в 4–5 раз увеличить объемы финансирования инфраструктурных проектов и привлечь в них до 500 млрд руб. до 2024 года.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions