В перечне более 160 предприятий. Это прежде всего участники металлургической, нефтеперерабатывающей, нефтехимической отрасли.
Процесс формирования перечня происходил по предложению профильных министерств и с участием отраслевых союзов. О необходимости учитывать особенности предприятий непрерывного цикла при согласовании заявок на перевозку, как сырья в их адрес, так и готовой продукции, ранее просили представители отраслевых сообществ.
С этим соглашались и в РЖД. Замглавы компании – начальник ЦФТО Дмитрий Мурев ранее считал целесообразным скорректировать ПНД к железнодорожной инфраструктуре для предприятий непрерывного цикла, исключить для них ограничения по видам сообщения.
В частности, для нефтепродуктов в ЦФТО предлагали предусмотреть резервирование пропускных и перерабатывающих способностей под индикативные объемы перевозок, которые формирует Минэнерго РФ на основе актуальных данных о производственных программах нефтяных компаний.
Механизм резервирования пропускной способности есть, отмечали там, он предусмотрен текущей редакцией ПНД, но составляет только 5% и распространяется на все грузы. В ЦФТО предлагали увеличить размер этого резерва до 10% и закрепить приоритетное использование резервной пропускной способности для вывоза гарантированных объемов нефтепродуктов в соответствии с планами Минэнерго.
В свою очередь, Минпромторг призывал до конца разобраться и определить правила доступа к железнодорожной инфраструктуре металлургов. «Не должны стоять металлургические комбинаты как производства непрерывного цикла на каких-то задворках, последних местах», – указывали в ведомстве.
Инструмент взаимодействия с РЖД
Предприятия из перечня могут планировать свою деятельность с учетом гарантированного доступа к железнодорожной инфраструктуре, что особенно важно в условиях загруженности лимитирующих направлений и нестабильных внешнеэкономических условий.
В целом данный шаг – это повышение степени управляемости сырьевыми потоками на тех активах, где они критически важны.
Тем не менее есть мнения, что новая система решит все проблемы. Во-первых, необходимо регулярно пересматривать состав перечня, не допустив, чтобы он стал своего рода закрытым клубом.
Кроме того, возможен риск недовольства со стороны предприятий, не вошедших в перечень, но также испытывающих сложности, влияющие на технологию производства. Особенно это актуально для небольших компаний, работающих в нишевых сегментах.