+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
12.07.2017 09:41:22
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Портовый лидер

В мае этого года «Ростерминалуголь» отметил своеобразный юбилей — 130-милионную тонну отгрузки. На сегодняшний день компания является крупнейшим на Северо-Западе специализированным угольным терминалом, ежегодно наращивающим показатели и внедряющим самые передовые технологические решения. Убедиться в том, что работа с углем — вовсе не пыльная, журналисты смогли в рамках организованного накануне пресс-тура в порт Усть-Луга. Подробности — в материале РЖД-Партнер.
Цифры, говорящие сами за себя

Дорога предстояла неблизкая — не менее 2,5 часов на автобусе. Да и погода поначалу не внушала больших надежд — по пути от города до порта несколько раз порывался пойти дождь. Но к приезду журналистов солнце над Усть-Лугой все-таки выглянуло, терминал заиграл всеми красками, кроме, как ни странно, черной. Поражала не только чистота территории, но и ее благоустройство: зеленые газоны с цветниками, велопарковки (как выяснилось, велосипед — это один из самых популярных у сотрудников способов передвижения) и даже банный комплекс с сауной. Все это располагается на участке площадью 53,5 Га, 42 из которых — это намытый морской песок.

«Строиться угольный терминал начал в 1997 г, а уже зимой 2001 г из него уже вышло первое небольшое судно, на борту которого было порядка 3 тыс. т угля. В мае 2003 г. началась постоянная эксплуатация порта. С этого момента практически каждый день с терминала уходит по одному судну с углем. В прошлом году оборот составил более 18 млн тонн», — поделился в ходе обзорной экскурсии начальник службы коммерческой и складской работы АО «Ростерминалуголь» Игорь Дейчев.

В наступившем году терминал продолжил наращивать показатели — отгрузка за первые 6 месяцев опередила прошлогоднюю на 43%, составив 11,3 млн т. За минувшие полгода к причалам «Ростерминалугля» встали 167 судов (на 45 больше, чем в 2016 г), а средняя судовая партия составила 67890 т. Июнь и вовсе стал для угольного порта рекордным — именно в начале лета он впервые принял самое большое в своей истории судно Navios Pollux класса Capesize, погрузив на него 128 тыс. т энергетического угля. Кроме того, был достигнут максимальный суточный показатель выгрузки вагонов — 1259 ед. На сегодняшний день терминал в состоянии грузить одновременно два судна, каждое из которых может принять на борт порядка 70 тыс. т.

«В этом году мы будем стремиться к показателю в 20-21 млн т. экспортных отправок. И вся конъюнктура этому благоволит — мы идем с опережением прошлого года, в среднем, на два месяца. На данный момент уже сделано 11,8 млн т (данные на 7 июля 2017 года), а в 2016 г такого показателя удалось достичь лишь в августе-сентябре. Мы в этом году построили две новых пересыпных башни, давших прирост порядка 2-3 млн т. В данный момент порт загружен на 100%», — заверил гостей управляющий директор АО «Ростерминалуголь» Евгений Корбан.

По словам Евгения Корбана, резервы для дальнейшего роста объемов у терминала есть — способствуют этому, в том числе, постоянные инвестиции со стороны ОАО «РЖД» в развитие железнодорожной инфраструктуры на Северо-Западе. Кроме того, в угольном порту практически нет кадровой текучки (постоянный штат 500 человек), что является гарантом стабильной работы.

Чистота — залог здоровья, технологичность — прежде всего

Осмотреть всю территорию угольного порта журналисты смогли с крыши здания административно-бытового комплекса. Основные объекты терминала — это причальная зона,

складские площади (на площади около 10 Га может храниться порядка 630 тыс. т угля) и станция разгрузки вагонов с прилегающими к ней инфраструктурными объектами. За сутки в летнее время выгружается более 1000 вагонов (около 72-73 тыс. т ежедневно), прибывающих на самую большую припортовую станцию в РФ — «Лужскую». А вот отправки «Ростерминалугля» — экспортные.

«География отправок весьма обширная. Помимо Западной Европы, уголь уходит в Израиль, Турцию, Марокко и страны Латинской Америки. Также были поставки в Индию, Малайзию, а в этом году одно судно и вовсе ушло в Чили. Благодаря диверсификации терминал имеет полную загрузку в течение года. Например, зимой, из-за холода, больше угля при производстве электроэнергии потребляет Финляндия и Швеция, а летом — Израиль, которому нужно много тратить на кондиционирование воздуха», — поясняет начальник службы коммерческой и складской работы АО «Ростерминалуголь» Игорь Дейчев.

Несмотря на рекордные объемы, в глаза бросается удивительная чистота всех построек терминала — это заслуга 23 аспирационных установок, улавливающих угольную пыль во всех местах перевалки. Дополнением служат мобильные пылесосы и 48 водяных (а зимой — снеговых) пушек, которыми оборудованы склады. Кожухами изолированы и конвейерные галереи, по которым поступает уголь. Единственное место, где можно испачкаться (но лишь внутри помещения) — это тандемные вагоноопрокидыватели, которых в порту два. Каждая из машин разгружает одновременно по два вагона общей грузоподъемностью 150 т, поворачиваясь вокруг своей оси на 160 градусов. Это позволяет избежать не только лишней пыли, но повреждения состава. Процесс занимает не более трех минут, после чего порожние вагоны отправляются на трансбордер, который автоматически переставляет их на параллельные пути. Данную технологию «Ростерминалуголь» применил первым в России, отказавшись от дополнительных стрелочных переводов. К тому же, это позволило существенно сэкономить пространство — классическая «горка» оказалась великовата для порта в Усть-Луге.

Зато есть где разгуляться на двух причалах — их два (общей длиной 565 м и глубиной 14 и 16 м). Территория эта закрытая (пограничная), но понаблюдать за процессом погрузки на судно журналистам все-таки удалось. Осуществляется она при помощи двух судопогрузочных машин (техническая производительной каждой — 3500 т/ч, а высота — 37,8 м), причем работать они могут одновременно. Забор угля со склада производят реклаймер и два стакер-реклаймера. При этом система погрузки в трюмы исключает его просыпание в акваторию.

Безопасность на всех уровнях

Ставку на технологичность «Ростерминалуголь» делает на всех этапах работы. Например, зимой, при низких температурах, быстрой разгрузке способствуют два вагоноразмораживателя. С их помощью смерзшийся уголь отогревают, тем самым помогая ему отделиться от стенок вагона, что ускоряет саму выгрузку. Применяется и многоступенчатая очистка угля — 17 магнитных станций терминала практически полностью (99,8%) удаляют из груза посторонние металлические примеси.

За безопасностью терминала следят 12 тепловизоров в ключевых точках склада — в автоматическом режиме они контролируют температуру штабелей угля, сигнализируя о возможных превышениях. Тушить такие горы, как выяснилось, крайне сложно.

«Длительно хранить уголь довольно опасно, потому что он склонен к самовозгоранию из-за возникающих процессов окисления. Тушить его в штабеле водой невозможно, потому что это приводит к еще большему окислению и нагреву. Чтобы остудить уголь, его необходимо раскидать на слой не более полуметра и только тогда заливать водой. Применять для этой цели реагенты практически нельзя, потому что они негативно влияют на качество угля», — объяснил журналистам Игорь Дейчев. По его словам, в ближайших планах — запуск дополнительного противопожарного мониторинга при помощи квардрокоптера.

Говоря о воде, нельзя не упомянуть о хозяйственно-бытовых и поверхностных стоках терминала, которые проходят множество стадий очистки, включая ультрафиолетовую. По словам персонала очистной станции, попадание грязной воды в акваторию Финского залива исключено — вся она собирается через систему дренажа для последующей фильтрации.

Забота об окружающей среде для «Ростерминалугля» была и остается актуальной — в этом году компания запустила экологический марафон по сохранению популяции балтийской кольчатой нерпы. На данный момент в Финском заливе осталось менее 300 особей этого животного, которое с 2016 года является талисманом угольного терминала.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions