А что у нас? Сегодня в Российской Федерации действует ряд экологических законов, которые так или иначе имеют отношение к транспортной сфере. Один из них – это закон «Об экологической экспертизе». Последние изменения в него были внесены 2 августа этого года. Они затронули вопросы проектирования заправочных станций в Калининградской области. Далее федеральный закон № 96-ФЗ от 04.05.1999 г. «Об охране атмосферного воздуха». Последние изменения в него были внесены в 2019 году. С 1 ноября 2019-го в ст. 17 закона вносятся изменения относительно вопросов регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств. Вносимыми изменениями запрещается эксплуатация транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных веществ в выбросе которых превышает установленные нормативы. Этот закон, как и прочие, имеет отсылочный характер, поэтому нормативы следует искать отдельно. Ранее этой же статьей введено ограничение на передвижение «экологически грязных машин».
В 2013 году в России был вынесен на обсуждение проект закона «Об обеспечении экологической безопасности автомобильного транспорта», который так и остался на уровне проекта. Он был подвергнут критике как тяжеловесный и трудноприменимый в связи с перегруженностью требований. В результате от него отказались. Сейчас в СМИ обсуждается экологический налог на автотранспорт. Предполагается, что этот налог заменит существующий фискальный. Настоящий налог рассчитывается исходя из мощности двигателя, региона, возраста автомобиля и его стоимости. Предполагается, что будущий налог привяжут к выбросу вредных веществ. Следовательно, чья машина больше выбрасывает в воздух плохих веществ, тот и будет платить больше налог. С точки зрения экологии это может послужить стимулом к смене железного коня на более экологичный, подходить к приобретению нового более тщательно.
Но есть и минус, который связан с бюджетом владельцев автотранспорта. Сегодня достаточное количество небогатого населения России имеют в собственности старые модели, которые строились подчас еще в советские времена. Машины на ходу, вот их и используют. Некрупные предприниматели также не прочь пользоваться дешевыми, но мощными автомобилями. Способен ли российский автопром конкурировать по выпуску экологичных и приемлемых по цене автомобилей?
Второй момент: законодатель в плане налогообложения хочет уровнять всех жителей России. Если сейчас налог на транспорт устанавливается в зависимости от региональных корректировок, то в дальнейшем это хотят исключить. Этого делать нельзя – хотя бы потому, что уровень жизни и уровень доходов на душу населения у нас в стране существенно разнится. Несправедливо будет и облагать одинаковым налогом тех, кто использует транспорт каждый день, и тех, кто пользуется от случая к случаю: молодого предпринимателя, который ездит на своем автомобиле с утра до вечера, и тех, кто использует машину только с весны до осени, чтобы ездить на дачу.
Следующий не менее важный вопрос – утилизация старых автомобилей. Разумеется, на следующий день после принятия закона машины не бросят. Их так или иначе будут пытаться перепродать. Чтобы стимулировать переход на новые, экологичные машины, государству необходимо продумать механизм отказа от старых автомобилей. К примеру, выдачу компенсации бывшим владельцам, которые эту машину сдадут на переработку. Следовательно, надо будет и стимулировать предприятия по утилизации автотранспорта. До настоящего времени проект пока еще не обнародован. Хотя у законодателей в планах успеть принять его до начала 2020 года.
Несколько слов об общественном транспорте. Вообще надо отдать должное, что хорошая организация и доступная цена общественного транспорта значительно разгрузят дороги наших мегаполисов, а значит, положительно отразятся на экологии городов. Задача, которая сейчас стоит перед правительством Российской Федерации: как привлечь инвесторов в разработки проектов общественного транспорта? К примеру, один из самых экологичных видов транспорта – трамваи, а также автобусы, которые работают на газомоторном топливе. Использование этого вида топлива позволяет снизить выбросы в экологию. Кроме того, использование такого топлива может решить проблему пробок и загазованности воздуха.
Автор: Алексей Головченко, управляющий партнер юридической компании «ЭНСО», президент Института развития и адаптации законодательства, глава комитета по оценке регулирующего воздействия общероссийской общественной организации «Деловая Россия»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.