Усилия по контролю за распространением вируса COVID-19 повсеместно сказываются на грузопотоках, как морских, так воздушных и сухопутных, но экспедиторы проектных грузов стараются находить обходные пути и альтернативы для перемещения грузов и поддержания графиков. «На данный момент это по-прежнему обычный бизнес, но поиск решений становится все более затруднительным, а цены и время транзита растут, и эффект от этого затянется», – комментирует заместитель генерального директора АО «РКК», эксперт по логистике Станислав Лыков.
Точно так же, как мировой спрос на нефть начал сокращаться из-за коронавируса, ценовая война между Саудовской Аравией и Россией наводняет мир избытком нефти. Глобальный ориентир по добыче нефти марки Brent на этой неделе колебался ниже $30 долларов за 1 барр., то есть ниже половины уровня января этого года.
Ценовая война ставит под угрозу многие проекты, по которым должны были принять окончательное инвестиционное решение в этом году, а также она замедляет прогресс в ходе существующих проектов. «Проектный транспортный сектор логистики пытается справляться с текущей реальностью и одновременно с этим готовится к потенциально жестким побочным эффектам по результатам сокращения капитальных затрат», – рассуждает И. Гришагин.
Нефтегазовые проекты, которые сейчас финансируются, вероятно, продолжатся в том виде, как они утверждены, так как крайне сложно развернуть их. Однако при нынешней цене на нефть некоторые проекты, которые находятся на рассмотрении, скорее всего, будут отложены.
«Только в сфере обслуживания нефтяных месторождений объемы грузов, вероятно, сократятся вдвое, если цены на нефть останутся низкими. В этой связи, как тогда управлять ресурсами нефтесервисным компаниям? Объемы уже сократились, и нефтесервисные предприятия объявили об увольнениях», – констатирует С. Лыков.
По мнению аналитиков Русской контейнерной компании, ликвидность на рынке начинает сокращаться, а падающая цена на нефть меняет бизнес-модель, делая доступный капитал дороже. Одновременно с этим полностью остановить проект сложнее, чем отсрочить, но если у владельцев есть такая возможность, они ее задействуют. Уже санкционированные проекты на этапах проектирования и строительства трудно отменить. В свою очередь, замедление производства в Китае будет продолжать задерживать отгрузку, влияя на график проектов и работы по интеграции на месте и, как следствие, на денежный поток владельцев, поскольку задержка запуска неизбежна.
«Отсроченные последствия ценового кризиса проявятся в цепочке логистических поставок проекта через 18–24 месяца, если предположить, что рынок останется слабым, а цены на нефть сохранятся на низком уровне. Как только владельцы проектов окажутся в более слабой финансовой позиции, они могут замедлить или изменить рационализацию своих инвестиционных планов. Груз для уже одобренных проектов будет продолжать поступать в ближайшем будущем, но будет меньше пополняться проектный грузовой трубопровод, потому что многие проекты, которые были бы построены в конце 2021 и 2022 года, будут сокращены или отложены», – прогнозирует С. Лыков.
По данным аналитиков Русской контейнерной компании, инвесторы уже объявили о задержках в нескольких крупных проектах, находящихся в стадии строительства, к ним относятся канадские заливы дю-Норд и Западно-Белая роза, месторождения Шайкан и Гарраф в Ираке, газовые месторождения во Вьетнаме и проекты в Габоне и Гане, а также нефтехимические проекты стоимостью несколько миллиардов долларов США в Пенсильвании и в Канаде.
Ранее, эксперты по энергетическим вопросам прогнозировали $190 млрд инвестиций в новые проекты в области первичной энергетики в 2020 году по сравнению с $192 млрд в 2019-м. Однако теперь все изменилось. «Если цены на нефть останутся на уровне около $30 за 1 барр., то финансирование таких проектов в 2020 году может сократиться на $130 млрд. По нашим оценкам, если цены на нефть стабилизируются на уровне $40 за 1 барр., то проекты по добыче могут достичь около $82 млрд. Коронавирус – это временная проблема, но спад спроса и цен на нефть и газ оставит свой неизгладимый след», – заключает С. Лыков.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.