Работа пошла после того, как кабинет министров частично отменил запрет на экспорт дизеля, сообщил пресс-секретарь «Транснефти» Игорь Демин.
6 октября правительство России разрешило экспорт дизеля тем компаниям, которые на внутренний рынок поставляют не менее 50% произведенного топлива.
Что хочет регулятор?
«Полагаем, что полного снятия запрета на экспорт можно ожидать в ближайшие недели, но не исключаем перехода к квотированию экспорта, чтобы профицит на внутреннем рынке был устойчивым», – сообщил РЖД-Партнеру эксперт ФГ «Финам» Сергей Кауфман.
Он заметил, что сейчас запрет на экспорт отменен не полностью. Более того, был принят целый ряд дополнительных мер, которые и в будущем помогут сдерживать оптовые цены.
«Нефтяникам обратно повысили выплаты по демпферному механизму, которые частично компенсируют компаниям разницу между внутренними и экспортными ценами. Кроме того, была введена заградительная пошлина на серый экспорт и обратно увеличены демпферные выплаты. На наш взгляд, совокупности данных мер достаточно для сдерживания оптовых цен в среднесрочной перспективе. Вероятно, правительство будет следить за оптовыми ценами и свободными объемами в хранилищах внутри страны», -- считает аналитик.
Он объяснил, что оптовые цены более волатильны, чем розничные, поэтому основные меры по сдерживанию направлены именно на них. Стабилизация оптовых цен может привести к небольшому снижению цен в рознице – на 2–2,5%.
Регулятор считает, что для отмены запрета экспорта требуется, чтобы цены у независимых АЗС (их доля в стране составляет порядка 30%), вернулись на уровень ВИНКов. По словам С. Кауфмана, сейчас стоимость топлива на независимых АЗС уже постепенно нормализуется.
«Независимые АЗС были убыточны из-за соотношения оптовых и розничных цен, что вынуждало их наращивать цены в рознице значительно сильнее, чем на АЗС вертикально-интегрированных компаний. Более того, в некоторых регионах наблюдался дефицит топлива», – пояснил эксперт причины повышения цен на частных АЗС.
В чем суть проблемы
Напомним, что полный запрет на экспорт бензина и дизельного топлива из России действовал с 21 сентября. Его ввели, чтобы стабилизировать цены на топливо внутри страны.
Как уточнил аналитик ФГ «Финам», рост цен спровоцировал целый ряд факторов. Основные среди них: рост привлекательности экспорта из-за ослабления рубля, рост мировых цен на нефть, снижение демпферных выплат вдвое и ремонт некоторых НПЗ.
«Правительство потеряло контроль над ситуацией на топливном рынке, из-за чего пришлось вводить чрезвычайные меры в виде запрета на экспорт. Россия производит значительно больше дизеля и немного больше бензина, чем потребляет, в связи с чем ограничение на экспорт смогло быстро создать масштабный профицит на внутреннем рынке и снизить оптовые цены», – считает С. Кауфман.
Автор: Полина Карпович
Фото: Александр Солнцев
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.