+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.01.2022 12:26:00
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Китай и Россия в поисках запятой: экспортировать грузы нельзя открыть погранпереходы

Товарооборот России и Китая набирает обороты, в том числе и благодаря открытым накануне сухопутным погранпереходам в Гродеково и Забайкальске. О снятии здесь ограничений на прием грузов сообщили китайские железные дороги. Однако эксперты не готовы верить в столь оптимистичные планы. Как рассказали РЖД-Партнеру эксперты, открытый погранпереход могут закрыть, причем по той же причине, что и открыли, – борьба с новым штаммом коронавируса.
Погранпереход открыть/закрыть
Объем торговли между Россией и Китаем вырос в 2021 году почти на 34% в годовом исчислении, до $130,428 млрд. Такие данные приводит Главное таможенное управление Китая за первые 11 месяцев работы. По прогнозам в 2022 году объем китайско-российской торговли превысит $140 млрд.

Однако 1 декабря 2021 года российско-китайские пограничный переход Забайкальск – Маньчжурия в Забайкалье прекратил прием всех грузов, кроме контейнерных. Введен также запрет на погранпереходе Эрлянь – Замын-Ууд на границе Китая и Монголии. Погранпереход Гродеково – Суйфэньхэ (Приморье) остановил прием грузов и вовсе на день раньше. Как тогда заявлялось, решение принято в приграничных китайских городах в рамках усиления мер по профилактике и контролю над эпидемиологической ситуацией. На железнодорожной сети тогда задержали более 6 тыс. вагонов с грузами.

За прошедшие полтора месяца в Приморском крае задержано 16 грузовых железнодорожных составов, содержащих товары, требующие ручной погрузки и разгрузки: уголь, нефть, медную руду, цинк и железную руду, удобрения и сельскохозяйственную продукцию, рассказал РЖД-Партнеру генеральный директор ООО «ИНТЭК-Строй» Артем Евланов.

«До введения ограничений через пограничный пункт Гродеково в больших объемах перевозились лес, зерно, выращенное на Дальнем Востоке, а также уголь из Приморского края. Через Забайкальск – железная руда, удобрения и лес в крытых вагонах или на специализированных платформах», – добавил он.

Сейчас же Забайкальск и Гродеково открыли только для основных грузов

Грузовой отбор
Однако сейчас, даже после снятия ограничений, необработанная древесина пройти через погранпереход не может – экспорт номенклатуры ограничен с начала 2022 года решением правительства. Вагоны с кругляком, застрявшие на границе, уже перенаправили по новым адресам, о согласовании этого вопроса с грузовладельцами сообщает пресс-служба РЖД.

Китайская сторона не готова принимать через сухопутные погранпереходы и продовольственные грузы. Они границы проходят очень сложно, отмечает генеральный директор АНО «Евразийская агрологистика» Алевтина Кириллова.

«Совместно с Евразийской экономической комиссией продолжаются переговоры с китайской стороной по выстраиванию «коридора доверия» для прохождения сухопутных границ агропромышленными грузами в контейнерах и смягчения антиковидных ограничений, следующий этап проработки вопроса с провинциями намечен на конец января. Наше предложение о проведении санитарной обработки на станции отгрузки товаров и опломбировке контейнеров в присутствии представителей инспекторов, которые представляют интересы китайской стороны, Китай получил и рассматривает», – говорит она.

Пока же все агрогрузы идут так: по железнодорожной сети до портов Находка или Владивосток, а оттуда уже по морю в Китай. Однако ввозить агропродукцию, в частности рыбу, становится все сложнее: ГТУ КНР и Россельхознадзор  согласовали «сертификат здоровья» не только на рыбу, но и на экспортируемую Россией рыбную продукцию.

Если открыть, то надо тут же закрыть
Китай ввел полный локдаун в Тяньцзине из-за вспышек заражения коронавирусом, эту новость передает агентство Associated Press. Жителям разрешено покидать город только в случае появления неотложных дел. Заблокировано движение поездов и автобусов на маршруте Тяньцзинь – Пекин. Порт Тяньцзинь не только приостановил вывоз контейнеров, но и полностью запретил доставку груза автотранспортом. Также из-за новой вспышки коронавируса остановлена работа портов Далянь и Шанхай, закрыты часть терминалов порта Нинбо-Чжоушань, закрыт аэропорт Гонконга, он не только не принимает авиарейсы, но даже запрещен транзит, перечисляет Александр Тысячников, член научного совета Российской ассоциации экспедиторских и логистических организаций.

«Из-за новой вспышки COVID-19 Китай закрывает ряд крупнейших портов. И если бы Китай не открыл эти два сухопутных перехода, то он загнал себя бы в ловушку. Ситуация усугубляется тем, что страна живет в ожидании длинных выходных из-за новогодних праздников. Поэтому под давлением столь нехорошей ситуации Китай был просто вынужден открыть сухопутные погранпереходы», – добавляет эксперт.

Однако и даже с открытыми сухопутными погранпереходами все непросто: в ноябре прошлого года на границе с Китаем скопилось порядка 1,5 тыс. фур. А вот железнодорожные перевозки Китай, как было заявлено властями страны, есть намерение развивать и субсидировать. Однако, аккуратно говорят эксперты, даже на железнодорожной сети ситуация остается напряженной – сухопутные погранпереходы могут быть закрыты в любой момент, на их работоспособность влияет ситуация с COVID-19.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions