– Дмитрий, расскажите, какие риски следует учитывать в первую очередь при страховании в области складской логистики. Какие можно отметить наиболее распространенные виды ущерба?
– Крупный складской объект – это зона повышенных рисков не меньше, чем иная производственная площадка. Возгорание помещения, кража, потоп, аварии и другие бедствия, к сожалению, случаются. Весь спектр возможных рисков можно разделить на две большие группы: риски, связанные с непосредственной деятельностью складского оператора, и риски, возникающие при перемещении товара теми или иными транспортными средствами. Часто происходит так, что собственник и арендатор склада разделяют предметы и объекты страхования между собой.
Если говорить о 2020 годе, за первые 10 месяцев страховые компании зафиксировали более 200 тыс. заявок об ущербе от незаконного проникновения на склад, 10 тыс. – от пожаров. Поступили сообщения о выходе из строя складского оборудования общей стоимостью свыше 12 млн руб. Согласно их подсчетам, убытки складских операторов за это время составили от 1,5 до 3,2 млрд руб.
В своей деятельности мы сталкиваемся также со страхованием складской подъемно-погрузочной техники и стеллажных систем. Для этих объектов страхования наиболее распространены риски аварий, угона, пожара, катастроф и стихийных бедствий.
Наши клиенты, средние и крупные компании, страхуют склад и товары в обязательном порядке – как правило, их парк техники превышает 10 ед. Однако технику страхуют не всегда – некоторые стремятся покрыть возникающий ущерб административными способами, но доля таких компаний ежегодно снижается. Тем более что с 2013 года на рынке увеличивается доля лизинговых договоров на приобретение техники. В таких случаях ее полное страхование является обязательным условием банка.
– Какая наблюдается динамика оформления страховых договоров? Их количество в 2020 году выросло или упало?
– Последние 5 лет мы наблюдаем устойчивую тенденцию роста оформлений договоров страхования. Во-первых, прежние времена 200–300%-ной прибыли у предприятий оптовой торговли прошли. Тогда большинство рисков на складах гарантированно покрывались сверхприбылью, сейчас это уже не так. Во-вторых, многолетний дефицит свободных складских площадей только усиливает спрос на страховые продукты. Сейчас можно утверждать, что страхование – один из фундаментальных элементов для бизнеса складского оператора.
– Какую динамику показала средняя премия по сравнению с 2019 годом?
– По данным наших партнеров, в 2020-м динамика оформления страховых договоров свидетельствует о том, что бизнес признает необходимость страхования склада больше, чем когда-либо. С марта по сентябрь количество договоров складского страхования выросло почти на 22%. Правда, средняя премия по сравнению с 2019 годом снизилась на 12%. Это говорит о том, что страхователь заинтересован в услуге, но вынужден экономить на всем.
– Как можно оптимизировать затраты на страхование в области складской логистики?
– Страховые компании с хорошей репутацией всегда стремятся оптимизировать оформление и предоставить пакетные продукты для ускорения принятия решения. Для оптимизации затрат страхователю стоит попробовать три способа.
Можно составить индивидуальную программу, действующую на установленной территории с распределением франшиз и поименованными рисками, актуальными для помещений в конкретных условиях работы с учетом характеристик грузов, уровня оснащения, возраста и состояния зданий и интенсивности товарного потока.
Стоит узнавать, какие действия страхователя могут повлиять на тариф страхования. Для постоянных страхователей или клиентов страховщиков, готовых выполнить определенные условия, могут быть специальные предложения, льготы и скидки.
Также иногда компании идут на снижение цен за объем, играют роль количество застрахованных зданий и машин, расширение набора рисков и т. д.
Беседовала Юлия Чернышевская
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.