– Насколько безопасно использование данного типа поездов с учетом всех процессов обработки топливных элементов?
– Основным фактором, определяющим безопасность эксплуатации транспорта с водородными топливными элементами, является форма хранения водорода на транспортном средстве. Хранение сжатого водорода немного безопаснее хранения сжатого природного газа, используемого в настоящее время на опытных газотепловозах, аналогичная картина имеется со сжиженным водородом. Наиболее безопасен химически связанный водород.
– Сколько времени может занять процесс создания и сертификации поезда в России?
– Для производства топливных элементов, помимо ряда других производств, прежде всего, надо иметь (а вернее – создать) новую высокотехнологичную отрасль промышленности – производство мембран. Далее для сертификации вначале должны быть разработаны нормативные документы и стандарты. Затем должны быть проведены сертификационные испытания, стоимость которых может в несколько раз превосходить стоимость одной секции опытного локомотива, что зачастую отталкивает инвесторов, готовых сделать небольшой заказ, и обессмысливает весь проект. В наиболее благоприятных условиях сертификация подвижного состава с топливными элементами может занять 2–3 года.
– Какова цель внедрения данной технологии?
– Основная цель применения топливных элементов – повышение топливной экономичности и снижение объема вредных выбросов. Продукт реакции в топливном элементе с углеводородным топливом – вода и углекислый газ, а в водородном топливном элементе – химически чистая вода, что гораздо экологичнее. Кроме того, КПД современных дизелей порядка 42%, газовых турбин – 35%, а КПД водородных топливных элементов достигает 80%.
– Возможно ли в будущем перейти на массовый выпуск водородных поездов для использования пассажирами?
– Возможность массового производства железнодорожного тягового подвижного состава с электрохимическими энергетическими установками существует, за рубежом построены десятки опытных локомотивов с топливными элементами, однако в среднесрочной перспективе более благоприятный прогноз дается локомотивам с гибридными силовыми установками.
– Как введение данных инноваций может повлиять на организацию железнодорожных перевозок в целом?
– В случае применения безопасного способа хранения водорода (в связанной форме) существенных изменений в работе железнодорожного транспорта не произойдет. Сохранится структура локомотивных депо и технология эксплуатации локомотивов, отличия будут в деталях: в затратах времени на подготовку к пуску новых локомотивов, в специальностях работников, занимающихся ремонтом и обслуживанием и т. п. Наиболее существенное изменение коснется структуры жизненного цикла водородного локомотива – очень существенно снизится доля затрат на топливо от общих эксплуатационных затрат (с типичных для тепловоза 40 до 15–25%). Последствия этого изменения пока спрогнозировать затруднительно.
Беседовала Юлия Чернышевская
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.