+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
10.09.2020 16:33:18
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Российский рынок танк-контейнеров уникален и примитивен одновременно

Доля перевозки танк-контейнеров в TEU от общего оборота спецконтейнеров в России составляет 88%, однако ряд факторов препятствует развитию перевозок в танках. О том, какие факторы влияют на рынок танк-контейнеров в России, рассказали президент Havila OU Николай Григорьев и член правления Havila OU Игорь Лепетухин.
Российский рынок танк-контейнеров уникален и примитивен одновременно
– Какие можно обозначить ключевые драйверы российского рынка танк-контейнеров?

– Танк-контейнеры для перевозки жидких продуктов получили развитие в западных странах. В этом столетии их производство переместилось в основном в Китай.

Советский Союз и Россия не занимались производством танк-контейнеров, они появлялись в России только в случае импорта различных наливных продуктов. В настоящее время повышенный интерес к этому виду транспортных средств объясняется прежде всего его относительной новизной и массовой контейнеризацией логистики, особенно в сегменте наливной химии. Свободная конкуренция, развитый мировой лизинговый рынок танк-контейнеров и падающие цены на это оборудование вызывают повышенное внимание и на российском рынке.

Этому способствуют особенности тарифной политики ОАО «РЖД», которая дает ценовое преимущество перевозкам в танк-контейнерах против железнодорожных цистерн. Если при перевозке жидкостей в железнодорожных цистернах используется методика ценообразования за 1 т продукта, то для танк-контейнеров используется тарификация для контейнеров за 1 ед. Это основной экономический драйвер интереса к танк-контейнерам.

Многие химические продукты требуют использования нержавеющей стали для хранения и перевозки, не говоря уже об агрессивных жидкостях. При этом для различных жидкостей имеются особенности использования различных сортов нержавеющей стали. В нашей стране производство нержавеющей стали находится на недостаточно высоком уровне для промышленного производства из нее изделий, включая танк-контейнеры и железнодорожные цистерны. Это технический драйвер к импортным танк-контейнерам для обеспечения требования рынка к качеству перевозки и хранения.

Последние 10 лет в результате использования танк-контейнеров наблюдается снижение стоимости перевозок, например, в Западную Европу, Латинскую Америку, страны Азии. Это произошло в основном за счет появления в России инфраструктуры для подготовки и ремонта танк-контейнеров, в результате чего появилась возможность организации обратных загрузок. Доля российских операторов в этих перевозках составляет незначительную часть, так как большинство российских операторов используют танк-контейнеры для перевозок по системе шаттла, то есть выделенный парк танк-контейнеров обслуживает определенное направление поставок, и только некоторые из российских операторов стараются полноценно оперировать своим парком, работая интермодально. Возможность обратной загрузки, о чем только могут мечтать владельцы цистерн, является одним из важнейших драйверов использования танк-контейнеров. При этом имеется в виду преимущество танков как интермодального средства перевозки, в отличие от железнодорожной цистерны.

Итак, в качестве драйверов этого рынка можно назвать относительную новизну средств перевозки, возможность их приобретения или лизинга, технические особенности перевозки жидких химических продуктов, благоприятные условия тарификации танк-контейнеров в сравнении с железнодорожными цистернами, возможность обратной загрузки (в отличие от цистерн) и возможность использования автомобильного и железнодорожного транспорта.

– А какие можно отметить препятствия к развитию рынка?

– Если говорить о сложностях, то основным препятствием служит отсутствие необходимого производства нержавеющей стали в нужных объемах, отсутствие национального производства танк-контейнеров в России и перспектив в этом направлении. На сегодняшний день в России насчитывается около 40 танк-контейнерных операторов и около 20 тыс. ед. оборудования, в основном китайского производства, для перевозки жидкостей (мы не рассматриваем газовые танк-контейнеры). Неясно будущее тарифной политики РЖД в вопросе танк-контейнеров и в целом долгосрочной политики правительства в вопросе развития этих перевозок.

– Что еще препятствует развитию рынка производства танк-контейнеров в России? В чем отечественные танки проигрывают импортным?

– Кроме нержавеющей стали, у российских производителей вагонов, по-видимому, недостает лицензий на их производство. Китайские производители эту проблему решили, купив на Западе необходимые лицензии. Пока все попытки создать производство танк-контейнеров в Белоруссии и Латвии закончились неудачей.

Есть и другая проблема. Танк-контейнеры в России рассматривают узко – как замену цистерне. Может, стоит сконцентрироваться на производстве железнодорожных цистерн из нержавеющей стали? Может, выравнять тарифы на перевозку той же продукции в танках-контейнерах и в цистернах, перейдя к ставке за 1 т вместо 1 контейнера? А для развития танк-контейнерных перевозок снять импортную пошлину? Может, заняться созданием инфраструктуры танк-контейнерных перевозок и решением экологических проблем? Ответов на эти вопросы нет, а нам пока развитие танк-контейнерных перевозок вместо железнодорожных цистерн представляется временным решением.

Можно даже говорить об избытке танк-контейнеров в России в настоящее время при их использовании вместо железнодорожных цистерн. Ситуация серьезно усугубится до конца 2020 года с пуском производства серной кислоты и олеума «Куйбышевазотом» в Тольятти. Это высвободит несколько сотен танк-контейнеров.

– Какие производители танк-контейнеров доминируют на российском рынке?

– Не стоит недооценивать роль иностранных компаний в развитии танк-контейнерных перевозок в интермодальном варианте. Глобальные европейские, американские и азиатские операторы обеспечивают сегодня практически весь импорт в Россию и включились в обратные отгрузки по экспорту. Думается, что это развитие будет определять будущее танк-контейнерных перевозок в нашей стране.

На 1 января 2020 года общемировое количество танк-контейнеров достигло уровня 652 350 ед., что на 7,88% выше аналогичных данных на 1 января 2019-го. Интересно, что несмотря на такой рост рынка количество новых произведенных танк-контейнеров в 2019 году составляет 54,650 ед., что на 5050 ед. ниже по сравнению с 2018-м.

Исторически сложилось, что основные производители танк-контейнеров расположены в Китае и только один – в Южной Африке. В основном производство танк-контейнеров сводится к масс-маркету – то есть это обычные танк-контейнеры различной кубатуры. Доля производства специализированных танк-контейнеров на глобальном рынке весьма незначительна.

А какие типы танк-контейнеров сегодня наиболее востребованы в России? Совпадает ли структура российского спроса с мировым?

– С учетом того, что РФ является производителем так называемых commodities, то есть продуктов базовой химии, в российском сегменте танк-контейнеров доминируют стандартные ТК типа Т11 / Т14 / Т20 различной кубатуры. Тут мы не говорим о газовых танк-контейнерах, а также танках под оксид этилена.

Если мы говорим об импортных поставках в танк-контейнерах, то в этом случае ситуация диаметрально противоположная. Так как в РФ заходят танк-контейнеры со специализированными грузами, тут можно встретить широкую гамму танков – начиная от своп-боди контейнеров и заканчивая танк-контейнерами с гликолевым электроподогревом, криоконтейнерами. Также стоит отдельно отметить рынок перевозок битума и сопутствующих продуктов – для них существуют свои специализированные высокотемпературные танки, которые также постепенно усиливают свою позицию на рынке.

– Какие прогнозы вы можете дать по развитию российского рынка танк-контейнеров?

– Российский рынок, с одной стороны, уникален и примитивен – с другой. Большинство компаний, предлагающих в аренду танк-контейнеры на российском рынке, считают этот рынок страной третьего мира и сбрасывают на него все те танки, которые уже стыдно предлагать на образцовом западноевропейском рынке, при этом требуя за них цены, соизмеримые со стоимостью аренды новых ТК на европейском рынке. А с другой стороны, многие лизинговые компании считают рынок танк-контейнеров РФ будущим центром и стараются занять на нем твердые позиции, предлагая широкий спектр оборудования и не ограничиваясь стандартными типами танк-контейнеров.

Безусловно, менталитет лизинговых компаний, предлагающих свое оборудование, должен постепенно меняться и они должны отойти от привычных всем условий по долгосрочным договорам аренды, так как современный рынок танк-контейнеров в РФ развивается стремительными темпами и, к сожалению, переходит больше на спотовый рынок, где есть определенная неуверенность в долгосрочных контрактах.

Беседовала Юлия Чернышевская
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions